Педагогический проект «Внедрение модели допрофильной и профильной подготовки обучающихся в условиях образовательного художественно-технологического кластера»

Паспорт педагогического проекта «Профессиональная ориентация обучающихся на профессии архитектор, ландшафтный дизайнер, экскурсовод в условиях образовательного процесса учреждения дополнительного образования»

 

 

Название проекта

познавательно-творческий проект по профессиональной ориентации учащихся в учреждении дополнительного образования детей и молодежи «Профессиональная ориентация обучающихся на профессии архитектор, ландшафтный дизайнер, экскурсовод в условиях образовательного процесса учреждения дополнительного образования»

Сроки реализации проекта

август 2021г.- апрель 2022г.

Работа  над реализацией проекта  проводится в шестой   школьный день, каникулярное время, свободное время от уроков и занятий в объединениях по интересам системы дополнительного образования

Назначение проектной работы:

познавательно-творческий проект по профессиональной ориентации обучающихся в учреждении дополнительного образования детей и молодежи

Участники проекта

15 обучающихся ГУО «Центр творчества детей и молодежи Воложинского района»  объединений по интересам «Самоцветы», «Краеведческий калейдоскоп» (13-15 лет), педагоги дополнительного образования, методист, заместитель директора по УВР

Проблема, на решение которой направлен проект

Профессиональная ориентация в системе дополнительного образования.

Развитие проектного мышления обучающихся.

Цель проекта

Создание условий для профессиональной ориентации обучающихся в системе дополнительного образования через создание проектных продуктов.

Задачи

1.   Способствовать профессиональной ориентации обучающихся системы дополнительного образования.

2.       Ознакомить обучающихся с профессиями архитектора, ландшафтного дизайнера,  экскурсовода.

3.       Формировать проектное мышление обучающихся                         и педагогов в процессе ознакомления с проектной деятельностью через коллективное творческое дело.

4.       Составить алгоритм действий для педагогов дополнительного образования с целью реализации подобного проекта в учреждениях дополнительного образования для совершенствования профориентационной работы                                    с обучающимися. 

 

Ожидаемые результаты

·        Общая информация для обучающихся о профессиях:

архитектор, ландшафтный дизайнер, экскурсовод.

·       Приобретение обучающимися опыта работы с Интернет ресурсами, библиотечным фондом районной библиотеки,                 фондом архива районного краеведческого музея.

·       Создание выставочного продукта «Макет костела  св. Юзефа (г. Воложин) и малых архитектурных форм».

·       Разработка занятий по профориентации «Знакомство с профессией. Профессия - архитектор», «Знакомство с профессией. Профессия – ландшафтный дизайнер». «Знакомство с профессией. Профессия – экскурсовод».

·       Технологическая  карта маршрута экскурсии «Воложинский костел св. Юзефа» и буклет «Экскурсия «Воложинский костел св. Юзефа».

Итоговое событие

·        Макет костела святого Юзефа (г. Воложин) и малых архитектурных форм».

·        Технологическая карта маршрута экскурсии «Воложинский костел св. Юзефа».

·       Буклет «Экскурсия «Воложинский костел св. Юзефа».

·       Мероприятие «Знакомство с профессией. Профессия - архитектор».

·       Мероприятие «Знакомство с профессией. Профессия – ландшафтный дизайнер».

·       Мероприятие «Знакомство с профессией. Профессия -экскурсовод».

·       Мастер-класс «Масштабная модель фрагмента   ландшафтной композиции «Скамья в парке».

Формы презентации

·        Демонстрация макета костела святого Юзефа

 (г. Воложин) и малых архитектурных форм к нему.

·     Размещение на сайте учреждения дополнительного образования продуктов проектной деятельности:  информационный буклет «Экскурсия «Воложинский костел святого Юзефа»,   технологическая карта маршрута экскурсии  «Воложинский костел святого Юзефа»  и материалов                        по профориентации: разработка занятий по профориентации: «Знакомство с профессией. Профессия - архитектор», «Знакомство с профессией. Профессия – ландшафтный дизайнер», «Знакомство с профессией. Профессия – экскурсовод».

·     Обобщение полученного педагогического опыта для внедрения в дальнейшую педагогическую практику учреждений дополнительного образования для работы по профессиональной ориентации обучающихся.

 

 

Проектная готовность участников проекта

Педагог дополнительного образования, методист  и заместитель директора прошли курсы повышения квалификации в ГУО «Минский областной институт развития образования» по теме «Культурные практики развития художественно-творческих компетенций обучающихся». Они являются участниками двух областных педагогических проектов, которые реализовываются   в настоящее время  в ГУО «Центр творчества детей                  и молодежи Воложинского района».

            Целевая группа состоит из 15 детей (13-15 лет), пожелавших стать участниками проекта, обучающихся объединений  по интересам художественного профиля «Самоцветы» и туристско-краеведческого профиля «Краеведческий калейдоскоп».

 

 

Этапы реализации проекта

 

Подготовительный этап

 

№ п/п

Содержание деятельности

Срок проведения

Участники целевой группы             и ответственные за проведение

1.

Определение актуальности проекта, разработка идеи проекта, анализ проектной готовности педагогов дополнительного образования и обучающихся учреждения дополнительного образования, определение целей и задач проекта, формирование проектной  и целевой группы

август 2021г

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Лысенко Л.Д.,

методист

 Марзак В.В.; педагог дополнительного образования Згирская И.А.

2.

Написание проекта

август 2021г

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Лысенко Л.Д., методист Марзак В.В.,

педагог дополнительного образования Згирская И.А.

3.

Разработка мероприятий по профориентации:

- занятие «Знакомство                        с профессией. Профессия -архитектор»;

- занятие «Знакомство                        с профессией. Профессия –ландшафтный дизайнер»;

- занятие «Знакомство                        с профессией. Профессия -экскурсовод».

 

сентябрь 2021 г

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Лысенко Л.Д.,

методист Марзак В.В.,

педагог дополнительного образования Згирская И.А.

4

Сбор и систематизация информации по объекту костел святого Юзефа в г. Воложине и малых архитектурных форм к нему

(приложения 1,2,3,4,5,6,7):

- работа с Интернет ресурсами;

- беседы с настоятелем костела святого Юзефа; изучение рельефа местности, временного промежутка постройки объекта, архитектурного стиля, захоронения  на территории костела, изучение материала стен, кровли, строений, малых архитектурных форм, расположенных на прилегающей территории здания храма; фотографирование объекта;

- работа с библиотечным фондом районной библиотеки (г. Воложин), изучение легенд          и исторических фактов, связанных с историей костела святого Юзефа (г. Воложин);

-посещение краеведческого музея в г. Воложине, работа с фондом краеведческого музея (г. Воложин); изучение архивных фотографий.

октябрь-декабрь 2022г.

 

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Лысенко Л.Д.,

методист Марзак В.В.,

педагог дополнительного образования Згирская И.А.

обучающиеся объединений по интересам (целевая группа).

 

 

5.

Анализ собранного материала  и подготовка к работе по реализации основного этапа проекта

 

декабрь 2022г.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Лысенко Л.Д.,

методист Марзак В.В.,

педагог дополнительного образования Згирская И.А.,

обучающиеся объединений по интересам (целевая группа).

Основной этап

№ п/п

Содержание деятельности

Срок проведения

Участники целевой группы             и ответственные за проведение

1.

Проектный продукт: занятие «Знакомство                        с профессией. Профессия -архитектор» (приложение 8).

январь 2022г

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Лысенко Л.Д.,

методист Марзак В.В., педагог дополнительного образования Згирская И.А.,

обучающиеся объединений по интересам (целевая группа).

2.

Создание чертежа объекта с помощью компьютерной графики

(приложение 9).

январь 2022г.

педагог дополнительного образования Згирская И.А.,

обучающиеся объединений по интересам (целевая группа).

3.

Подбор ресурсных материалов для изготовления макета объекта костел святого Юзефа и малых архитектурных форм к нему.

январь 2022г.

Педагог дополнительного образования Згирская И.А., обучающиеся объединений по интересам (целевая группа).

4.

Изготовление проектного продукта: макет костела святого Юзефа (г. Воложин)

и малых архитектурных форм          к нему (приложение 10).

январь-март 2022г.

Педагог дополнительного образования Згирская И.А., обучающиеся объединений по интересам (целевая группа).

5.

Проектный продукт: занятие «Знакомство                        с профессией. Профессия –ландшафтный дизайнер» (приложение 11).

февраль 2022г.

 

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Лысенко Л.Д.,

методист Марзак В.В., педагог дополнительного образования Згирская И.А.,

обучающиеся объединений по интересам (целевая группа).

6.

Проектный продукт: мастер-класс «Масштабная модель фрагмента ландшафтной композиции «Скамья в парке» для профессиональной ориентации обучающихся системы дополнительного образования на профессию ландшафтный дизайнер»

(приложение 12).

февраль 2022г.

Педагог дополнительного образования Згирская И.А., обучающиеся объединений по интересам (целевая группа).

7.

Изготовление и

оформление ландшафтного дизайна макета  костела святого Юзефа (г. Воложин) и малых архитектурных форм к нему

(приложение 13).

 

февраль

- март 2022г.

Педагог дополнительного образования Згирская И.А., обучающиеся объединений по интересам (целевая группа).

8.

Изготовление проектного продукта: информационный буклет «Экскурсия «Воложинский костел святого Юзефа» (приложение 14).

 

март 2022г.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Лысенко Л.Д.,

методист Марзак В.В., обучающиеся объединений по интересам (целевая группа).

9.

Проектный продукт: занятие «Знакомство                        с профессией. Профессия –экскурсовод»

(приложение 15).

март 2022г.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Лысенко Л.Д.,

методист Марзак В.В., обучающиеся объединений по интересам (целевая группа).

10.

Изготовление проектного продукта: технологическая карта маршрута экскурсии  «Воложинский костел святого Юзефа» (приложение 16).

 

апрель 2022

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Лысенко Л.Д.,

методист Марзак В.В., обучающиеся объединений по интересам (целевая группа).

Заключительный этап

№ п/п

Содержание деятельности

Срок проведения

Участники целевой группы             и ответственные за проведение

1.

Демонстрация макета костела святого Юзефа

(г. Воложин) и малых архитектурных форм к нему

апрель 2022

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Лысенко Л.Д.,

методист Марзак В.В., обучающиеся объединений по интересам (целевая группа).

2

Размещение на сайте учреждения дополнительного образования продуктов проектной деятельности:  информационный буклет «Экскурсия «Воложинский костел святого Юзефа»,   технологическая карта маршрута экскурсии  «Воложинский костел святого Юзефа», материалы                        по профориентации: разработка занятия по профориентации «Знакомство с профессией. Профессия - архитектор», разработка занятия по профориентации «Знакомство с профессией. Профессия – ландшафтный дизайнер», разработка занятия по профориентации «Знакомство с профессией. Профессия – экскурсовод»

апрель 2022

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Лысенко Л.Д., методист Марзак В.В.

3.

Обобщение полученного педагогического опыта для внедрения в дальнейшую педагогическую практику учреждениями дополнительного образования для работы по профессиональной ориентации обучающихся

апрель 2022г.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Лысенко Л.Д., методист Марзак В.В.

 

Подготовительный этап проекта является одним из важных                          и трудоемких этапов. В творческом процессе его реализации педагог дополнительного образования ориентирует обучающихся на самостоятельный поиск исторического материала, фотографий прошлых лет, исторических свидетельств постройки объекта. Особое внимание педагогу дополнительного образования следует уделить разработке занятий по профориентации.                     

Основной этап предполагает непосредственное проведение мероприятий,            в результате которых целевая группа активно использует собранные  материалы. Педагогу дополнительного образования необходимо обратить внимание обучающихся на технику безопасности при выполнении практических мероприятий проекта.

На заключительном этапе проекта проводится детальный анализ полученных результатов, на основании которых вносятся необходимые корректировки. В дальнейшем планируется разработать методические рекомендации по организации профориентационной работы, транслировать опыт работы ГУО «Центр творчества детей и молодежи Воложинского района» на семинарах, конференциях, интерактивных площадках, выставках, в СМИ.

     Таким образом, реализация предложенного проекта будет способствовать развитию проектного мышления и устойчивого интереса детей и подростков                       к значимым сферам жизни в области профессионального самоопределения.

 

Список использованных источников

Список источников, использованных в отчете по педагогическому проекту

  1. Ярошенко, Н. Н. Потенциал художественного образования в гуманитарном сотрудничестве государств – участников СНГ: стратегические подходы ЮНЕСКО/ Н. Н.Ярошенко // Вестник МГУКИ. – 2013. ‑ № 2. – С. 150‑154.
  2. Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск:Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2011. – 400 с.
  3. Атлас новых профессий/П. Лукша, К. Лукша, Д. Песков, Д. Коричин. ‑ М. : Агенство стратегических инициатив; СКОЛКОВО. ‑ 2014. ‑ 168 с.
  4. Ротмирова, Е.А. Изобразительная культура учащихся в условиях школьного художественного образования : монография / Е.А. Ротмирова. – Минск : ГУО «Мин. обл. ин-т развития образования», 2019. – 182 с.
  5. Ротмирова, Е.А. Инновационный проектный потенциал педагога дополнительного художественного образования / Е.А. Ротмирова // ДУМский вестник: теория и практика дополнительного образования. – 2016. ‑ № 1(7). – С. 150–152
свернуть

Макет святого Юзефа  (г. Воложин) и малых архитектурных форм  к нему

        

свернуть

Приложение 1

 https://yadi.sk/d/yN752bkqnFaagw                                                   

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Касцёл Святога Іосіфа (Валожын)

Jump to navigationJump to search

Славутасць

Касцёл Святога Іосіфа

Касцёл Св. Іосіфа з брамай-званіцай

54°05′22″ пн. ш. 26°31′41″ у. д.HGЯO

Краіна

 Беларусь

Горад

Валожын

Канфесія

Каталіцтва

Епархія

Мінска-Магілёўская архідыяцэзія

Благачынне

Валожынскі дэканат 

Архітэктурны стыль

класіцызм

Архітэктар

Аўгуст Касакоўскі, або Лаўрын Гуцэвіч

Заснавальнік

Іосіф Тышкевіч

Будаўніцтва

18061815 гады

Стан

дзейнічае

 

 

Wikimedia | © OpenStreetMap

 Касцёл Святога Іосіфа на Вікісховішчы

У гэтага паняцця ёсць і іншыя значэнні, гл. Касцёл Святога Іосіфа.

Касцёл Святога Іосіфа — каталіцкі храм у горадзе Валожыне Мінскай вобласці, помнік архітэктуры класіцызму. Размешчаны на плошчы Свабоды ў цэнтры горада.

 

Змест

  • 1Гісторыя
    • 1Вялікае Княства Літоўскае
    • 2Расійская імперыя
    • 3Найноўшы час
  • 2Архітэктура
  • 3Зноскі
  • 4Крыніцы
  • 5Спасылкі

Гісторыя[правіць | правіць зыходнік]

Вялікае Княства Літоўскае[правіць | правіць зыходнік]

Касцёл, 2-я пал. XIX ст.

Касцёл, пач. XX ст.

Першы, яшчэ драўляны і невялікі па памерах, касцёл у Валожыне быў пабудаваны ўласнікам мястэчка Альбрэхтам Гаштольдам каля 1500 года. Касцёл быў прысвечаны Святому Іосіфу Абручніку. На той момант гэта была філія парафіяльнага касцёла ў Забрэззі.

Пасля 1614 года, калі Валожын перайшоў да Слушкаў, пры касцёле паўстала пастаянная супольнасць братоў-бернардзінцаў. У 1683 (па іншых звестках — 1681) годзе тагачасны ўласнік Валожына Юзаф Багуслаў Слушка заснаваў бернардзінскі кляштар з 16-цю братамі, якому ён прыпісаў штогадовыя адлічэнні для ўтрымання. Паводле падання, матывам заснавання кляштара стала тое, што перад гэтым Слушка здзейсніў страшнае злачынства: у публічнай сутычцы забіў аднаго з мінскіх братоў-бернардзінцаў. У кляштары мелася вялікая на той час бібліятэка, якая налічвала некалькі соцень кніг. У 1730 годзе будынкі касцёла і кляштара былі знішчаны пажарам.

У 1690 годзе Марыя Дэнгаф, удава полацкага ваяводы, фундавала поўную перабудову касцёла, большага памеру, але таксама з дрэва. Новы касцёл таксама быў прысвечаны святому Іосіфу. У гэтым жа 1690 годзе валожынскі касцёл стаў цэнтрам асобнай парафіі. У такім стане касцёл трымаўся да 3 мая 1815 года, калі праз неасцярожнасць касцёльных служкаў цалкам згарэў, пры гэтым ніякіх каштоўнасцей і рэліквій уратаваць не атрымалася. Агнём быў знішчаны стары драўляны касцёл, большая частка кляштара з яго архівамі і бібліятэкай, а таксама будынкі школы і багадзельні.

Расійская імперыя[правіць | правіць зыходнік]

У 1806 годзе побач быў закладзены падмурак для новага мураванага касцёла, фундатарам якога стаў Іосіф Ігнат Тышкевіч. Будаўніцтва мураванага касцёла было завершана ў жніўні 1815 года, тры месяцы службы ішлі ў трапезнай кляштара. Новы касцёл быў часова кансэкраваны 2 жніўня 1815 года.

Паводле адной з версій архітэктарам касцёла быў Аўгуст Касакоўскі, які таксама пабудаваў валожынскі палац Тышкевічаў[1]. Па іншай версіі, касцёл быў узведзены паводле праекта архітэктара Лаўрына Гуцэвіча (1797)[2], але хутчэй за ўсё, пры ўзвядзенні касцёла ў Валожыне ў спрошчанай форме быў скапіраваны класіцысцкі ордэр віленскага кафедральнага сабора.

У 1829 г. пабудавана мураваная брама-званіца. У гэтым жа годзе на сродкі графа Тышкевіча на валожынскіх могілках  узведзена капліца, прыпісаная да касцёла Святога Іосіфа.

У 1856 годзе была праведзена ўрачыстая кансэкрацыя касцёла віленскім біскупам Вацлавам Жылінскім. Захавалася апісанне касцёла на той момант:

 

Касцёл мае форму падоўжанага чатырохвугольніка. Даўжыня — 80 аршынаў, шырыня — 36, вышыня — 50 аршынаў. Пакрыты бляхай амарантавага колеру, якая была накрыта ў 1852 годзе і каштавала 1961 срэбраны рубль, сабраных з ахвяраванняў графоў Тышкевічаў (Бенедыкта, Яна, Міхала і Іосіфа) і часткова з ашчаджэнняў кляштара. Прыгожы касцёльны фасад абапіраецца на шэсць калонаў, паміж якімі знаходзяцца чатыры гіпсавыя статуі Святых Евангелістаў. Уваход у касцёл праз крухту (ці бабінец), над якім знаходзіцца арган 27 галасоў напрыйгажэйшай гармоніі, працы П. Пятровіча. Высокае скляпенне абапіраецца на шэсць філяраў. У касцёле дзевяць алтароў, усе мураваныя, з калоннамі і гіпсавым аздабленнем, працы славутага ў той час у правінцыі скульптара П. Пульмана. Вялікі алтар прысвечаны Найсвяцейшай Дзеве Марыі. Абапал знаходзяцца чатыры алтары: з левага боку — Святога Іосіфа Абручэнца і Святой Ганны, і насупраць з правага боку — Святога Антонія Падуанскага і Францыска Асізскага. Патрыярхі ордэна маюць падвойныя абразы. Далейшыя чатыры алтары (Святой Іяаны-удавы, Святога каралевіча КазіміраСвятой пакутніцы Варвары і Святога Міхаіла Арханёла) месцяцца каля філяраў. Усе алтарныя абразы, пэндзля П. Вайткевіча, апраўленыя ў пазалочаныя рамы. Кожны алтар мае шэсць вялікіх ліхтароў, з англійскага цынку, усталяваных у апошнія гады коштам уласніка Валожына Яна Тышкевіча, з васковымі свечкамі ў адпаведнай колькасці. Каля першага філяра з правага боку ад вялікага алтара месціцца прыгожы амбон з гіпсавымі аздабленнямі. Насупраць назіральнік звяртае ўвагу на літы з жалеза надгробны помнік фундатара касцёла графа Іосіфа Тышкевіча, які напаўляжыць, абапёршыся на локаць, у рымскім узбраенні, аточаны зброяй і гярбамі графоў Тышкевічаў. Над помнікам у руках анёла знаходзіцца мармуровая шыльда (два аршыны ў даўжыню, паўтары ў вышыню) з апісаннем заслугаў памерлага. Не ў малой ступені касцёл аздабляюць 14 вобразаў Пакут Хрыстовых, кожны з якіх мае ў шырыню дзве траціны аршыну, а ў вышыню — два аршыны. Дапаўняюць аздабленне лаўкі, спавядальні, дзверы, хары за вялікімі алтаром для ордэнскіх братоў і іншая рухомая маёмасць, пераважна з дубовага дрэва, пакрытая лакам. Такой самай працы і гатунку шафы, камоды, рукамыйнік і сталы ў рызніцы, размаляванай фрэскамі і ацепліваемай узімку. Злева ад уваходу ў касцёл, непадалёк ад хрысцільні, да мура прыробленая гранітавая шыльда, на якой распавядаецца пра гісторыю касцёла і яго кансэкрацыю»[3]

 

Касцёл Святога Іосіфа

Пры касцёле ўтрымліваўся невялікая багадзельня, дзе на грошы кляштара і парафільяныя ўнёскі атрымлівалі прытулак бедныя людзі. У зімнюю пару пры касцёле працавала школа для сялянскіх дзяцей, дзе іх вучылі катэхізісу і пацерам, чытанню і пісьму, пачаткам арыфметыкі.

У 1860 годзе кляштар бернардзінцаў быў ліквідаваны, а сам будынак кляштара разбураны.

У 1861 годзе Уладзіслаў Сыракомля так апісваў касцёл святога Іосіфа ў Валожыне:

Над прыземленым мястэчкам, якое, здаецца, кленчыць перад яго веліччу, свецяцца ягоныя цудоўныя муры. Не ўздымаюцца, не ўзлятаюць у неба ягоныя вежы, бо гэтая святыня ў духу васямнаццатага стагодзьдзя, калі алоўкам архітэктара кіравала не набожнасць, а захапленне грэцкім хараством. Нагадвае ён віленскую катэдру, толькі што няма бакавых капліц[4].

Касцёл і званіца, пач. XX ст.

Сыракомля згадвае мармуровую табліцу над дзвярыма, на якой напісана залатымі літарамі: «offerimus praeclareae Majestati Tude, de Tuis donis ac datis. Anno Dui 1813 septembris 17» («Ахвяруем Тваёй Найяснейшай Вялікасці з Тваіх дароў і дарункаў. 17 верасьня 1813 г.»). Табліца захавалася да нашага часу.

У 1864 годзе касцёл быў зачынены царскімі ўладамі і аддадзены пад праваслаўную царкву. Каштоўныя рэчы былі перададзены Віленскай кафедры, частка маёмасці — Вішнеўскаму касцёлу, а многія іконы, мэбля, метрычныя кнігі і іншыя дакументы пакінуты праваслаўнай царкве. У гэтым жа годзе капліцу на валожынскіх могілках  перадалі Свята-Іосіфаўскаму праваслаўнаму прыходу, а намеснік Віленскага Свята-Духава манастыра айцец Варсанофій пераасвяціў яе ў гонар Праабражэння Гасподня[5].

Паводле сведчання Чэслава Янкоўскага (1897), будынак не перараблялі, толькі пафарбавалі статуі чатырох евангелістаў у нішах фасада. Але надмагілле Іосіфа Тышкевіча было разбуранае, а труны былі выцягнутыя са склепа і кінутыя ля сценаў царквы[6].

У пачатку ХХ ст. прыхаджане-католікі актывізавалі свае дзеянні па адкрыцці касцёла ў Валожыне. Разглядалася нават пытанне аб будаўніцтве новага касцёла пры дапамозе сродкаў графа Тышкевіча. Да 1914 г. вернікамі была сабрана вялікая сума грошай на будаўніцтва, аднак дазволу ад улад не атрымалі.

Найноўшы час[правіць | правіць зыходнік]

У ліпені 1919 года касцёл быў вернуты католікам. На жаль, гэта падзея была азмрочана пажарам, у выніку якога згарэлі дах і трэцяя частка скляпення. Агульнымі намаганнямі парафіян праведзены рамонтныя работы.

У 1921 годзе польскія ўлады сталі праводзіць рэвідыкцыю царкоўных храмаў і зямель. У выніку яе Спаса-Праабражэнскую капліцу на валожынскіх могілках зноў прыпісалі да касцёла Св. Юзафа.

Увесь міжваенны час у Валожыне святаром быў ксёндз Антоні Удальскі. У верасні 1941 года ён быў пераведзены ў Вялікія Салечнікі, але быў там арыштаваны літоўскай паліцыяй, утрымліваўся ў віленскай турме, пазней пераведзены ў валожынскую турму. У 1943 годзе ксёндз Антоні Удальскі быў расстраляны нацыстамі. Існуе версія, што ён быў патаемна пахаваны побач са сваімі бацькамі каля валожынскага касцёла. Лічыцца, што ксёндз Удальскі быў арыштаваны і расстраляны за дапамогу габрэям[7].

8 кастрычніка 1960 г.  уладамі касцёл быў закрыты. Яго настаяцель ксёндз Ян Германовіч пакінуў парафію і выехаў у Польшчу. Касцельная маёмасць падверглася разбурэнню. Быў знішчаны арган, разбураны ў алтары і амбон, дэкаратыўныя ўпрыгожванні, разбіты фігуры евангелістаў, якія стаялі ў нішах фасада[5].

У будынку знаходзіліся склады адной з гандлёвых арганізацый, пасля там знаходзіўся цэх будаўнічай арганізацыі «Міжкалгасстрой», філіял мінскага завода «Тэрмапласт». Вернуты каталікам у 1991 годзе, пасля чаго некалькі год праводзілася рэстаўрацыя[8].

У 2007 годзе каля касцёла быў пастаўлены помнік Яну Паўлу ІІ.

Архітэктура[правіць | правіць зыходнік]

Інтэр’ер касцёла

Касцёл уяўляе сабой манументальны цагляны прамавугольны ў плане будынак накрыты двухсхільным дахам. Трохнефавы, перакрыты цыліндрычнымі скляпеннямі. На галоўным фасадзе — порцік дарычнага ордара з шасцю пастаўленымі на кубічныя цокалі калонамі і трохвугольным франтонам. У нішах некалі стаялі велічныя скульптуры евангелістаў. Бакавыя плоскасныя сцены рытмічна расчлянёны высокімі прамавугольнымі аконнымі праёмамі ў плоскіх ліштвах з трохвугольнымі сандрыкамі. Будынак акаймоўвае антаблемент з трыгліфным фрызам і карнізам на дэнтыкулах.

Унутраная прастора падзелена магутнымі аркадамі на тры падоўжныя нефы, перакрытыя цыліндрычнымі скляпеннямі на падпружных арках і распалубках. У тарцах бакавых нефаў вылучаны сакрысціі, якія абмяжоўваюць прастору прамавугольнай апсіды. Над скляпеністым, з шырокімі аркамі нартэксам на шырыню залы створана галерэя хораў[2].

Галоўны алтар асвячоны ў імя Святога Іосіфа, маюцца яшчэ чатыры алтары паменш, захаваўся арган.

Побач з касцёлам асобна размешчана брама-званіца. Масіўная трохпралётная аркада з фігурнымі контрфорсамі па баках. У арках брамы навешаны тры бронзавыя званы.

Пад хорамі касцёла знаходзілася магільная капліца фундатараў графаў Тышкевічаў. У капліцы, аздобленай фрэскамі, з адным алтаром, знаходзіліся магілы:

  • графа Іосіфа Тышкевіча (пам. 1815);
  • яго сына графа Міхала Тышкевіча (пам. 1839);
  • жонкі Міхала графіні Іяанны Тышкевіч (пам. 1816) і іх двух сыноў Казіміра (пам. 1830) і Міхала (пам. 1815);
  • Міхаліны Тышкевіч, дочкі Іосіфа і Ганны Забелаў-Тышкевічаў (пам. 1835)[9].

Зноскі

  1. Мастацтва. Архітэктура і горадабудаўніцтва. Беларуская энцыклапедыя: У 18 т. / Рэдкал.: Г. П. Пашкоў і інш.. — Мн.: БелЭн, 2004. — Т. 18. Кн. 2: Рэспубліка Беларусь. — 760 с. — 10 000 экз. — ISBN 985-11-0295-4 (т. 18. Кн. 2), ISBN 985-11-0310-1.. — С. 642
  2. ↑ Jump up to:2,02,1 Каталіцкія храмы Беларусі: Энцыкл. даведнік / А. М. Кулагін; фатограф А. Л. Дыбоўскі. — 2-е выд.. — Мн.: БелЭн, 2008. — 488 с. — ISBN 978-985-11-0395-5. —С. 50.
  3. Akt konsekracji kościoła wołożyńskiego, spełniony przez JW biskupa wileńskiego Wacława·Żylińskiego 1856 roku 24 czerwca. Wilno. drukiem Józefa Zawadzkiego, 1857. — C. 54—56.
  4. Уладзіслаў Сыракомля. Валожын — мястэчка ў Ашмянскім павеце // Выбраныя творы. Мінск: Беларуская навука, 2011. Стар. 553.
  5. ↑ Jump up to:5,05,1 Наталля Лоўчая. 200-гадовы юбiлей Валожынскай святынi. Працоўная слава. 19.03.2016.[1]
  6. Jankowski Czesław. Powiat oszmiański : materjały do dziejów ziemi i ludzi. Cz. 2. Wilno, 1897. Стар. 92-93.
  7. https://opoka.org.pl/biblioteka/T/TH/THO/antoni_udalski.html
  8. Сапоцька П. М. Касцёлы ў Лагойску і Валожыне як вынік мецэнацкай дзейнасці Тышкевічаў.
  9. Tysykiewicz Eustachy. Groby rodziny Tyszkiewiczów. Warszawa, 1873. Стар. 61-63.

Крыніцы[правіць | правіць зыходнік]

 

Аб’ект Дзяржаўнага спіса гісторыка-культурных каштоўнасцей Рэспублікі Беларусь, шыфр 612Г000073

  • Архітэктура Беларусі: Энцыклапедычны даведнік. — Мн.: БелЭн, 1993. — 620 с. — ISBN 5-85700-078-5. — С. 103
  • Збор помнікаў гісторыі і культуры Беларусі. Мінская вобласць / АН БССР. Ін-т мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору; Рэдкал.: С. В. Марцэлеў (гал. рэд.) і інш.— Мн.: БелСЭ, 1987,- 284 с.: іл. — С. 108
  • Каталіцкія храмы Беларусі: Энцыкл. даведнік / А. М. Кулагін; фатограф А. Л. Дыбоўскі. — 2-е выд.. — Мн.: БелЭн, 2008. — 488 с. — ISBN 978-985-11-0395-5. — С. 50

 

свернуть

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложнение 5

Приложение 6

     

свернуть

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

 

                                                                                                                                                            

Тема занятия: Знакомство с профессией. Профессия – архитектор.

Цель: профессиональная ориентация обучающихся объединений по интересам системы дополнительного образования, развитие интереса к профессии «Архитектор».

Задачи:

  1. Ознакомить обучающихся с особенностями профессии «Архитектор», раскрыть ее значение в жизни человека.
  2. Развивать интерес к познавательной деятельности, стимулировать творческую активность.
  3. Стимулировать обучающихся к осознанному выбору профессии «Архитектор».

Техническое обеспечение занятия: телевизор, компьютер, мультимедийная презентация, видеоролик, альбом для рисования, простые карандаши, линейка, ластик, карандаши цветные.

  1. Вводная беседа.

(Слайд 1 Тема занятия: Знакомство с профессией. Профессия – архитектор.

Цель: профессиональная ориентация обучающихся объединений по интересам системы дополнительного образования, развитие интереса            к профессии «Архитектор».)

Добрый день! Сегодня в рамках педагогического проекта «Профессиональная ориентация обучающихся на профессии ….архитектор…               в условиях образовательного процесса учреждения дополнительного образования» продолжим важную и интересную работу по ранней профориентации. Хочу предложить вам совершить путешествие в далекое прошлое, в 1 век до н. э. Именно в это время жил и работал древнеримский архитектор и инженер МАРК ВИТРУВИЙ ПОЛЛИОН, который считал, что архитектор… (Слайд 2) «…должен быть человеком грамотным, умелым рисовальщиком, изучить геометрию, всесторонне знать историю, внимательно слушать философов, быть знакомым с музыкой, иметь понятие о медицине, знать решения и обладать сведениями в астрологии                     и в небесных законах…»

(Слайды 3,4 с изображением различных архитектурных и исторических объектов региона (костел Святого Юзефа в г. Воложине, церковь Святых Константина и Елены в г. Воложине, дворцово-парковый ансамбль Тышкевичей в г. Воложине и др.)

Для того, чтобы выстраивать такие святыни и чудеса архитектуры, надо быть грамотным человеком, и как заметил МАРК ВИТРУВИЙ ПОЛЛИОН архитектор должен быть «умелым рисовальщиком»

(Слайд 2) «…должен быть человеком грамотным, умелым рисовальщиком, изучить геометрию, всесторонне знать историю, внимательно слушать философов, быть знакомым с музыкой, иметь понятие о медицине, знать решения и обладать сведениями в астрологии     и в небесных законах…»

Я предлагаю вам взять альбомный лист, карандаши и самим нарисовать архитектурный объект за 10 минут…Подумайте, как вы можете защитить свой проект, придумав проекту еще и название…Через 10 минут вы должны рассказать о своем проекте…(защита проектов)…

Просмотрим видеоролик «Профессия архитектор. Архитектура как вдохновение» (ссылка на видеоролик https://youtu.be/Jf1L_rjAOdE)

Ребята, напомните, пожалуйста, какими способностями и личностными качествами должен обладать архитектор? (Ответы детей…)

Слайд 5 («Чтобы стать архитектором надо обладать определенными способностями:

-развитое пространственное мышление,

-творческие способности,

-математические и аналитические способности,

- иметь хороший глазомер;

 и личностными качествами:

-чувство гармонии и вкуса,

-ответственность,

-наблюдаиетьность,

-целеустремленность,

-оригинальность.

(Слайд 6 (Архитектура- музыка, песнь камня,

               Что ввысь возносится в колоннах к облакам,

                Что гения влечет так неустанно

                Построить дом красивый или храм.)

Дорогие ребята, сегодня вы узнали о новой для себя профессии «Архитектор». Вы уже знаете, какими личностными качествами                                     и способностями должен обладать архитектор. Профессия «Архитектор» всегда может стать вашей любимой профессией… Вы вправе сделать сами свой профессиональный выбор!

                                                                                    

 

свернуть

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

пРИЛОЖЕНИЕ 10

ПРИЛОЖЕНИЕ 11

Тема занятия: Знакомство с профессией. Профессия - ландшафтный дизайнер.  

Цель: профессиональная ориентация обучающихся объединений                         по интересам системы дополнительного образования, развитие интереса                 к профессии «Ландшафтный дизайнер».

Задачи:

  1. Ознакомить обучающихся с особенностями профессии «Ландшафтный дизайнер», раскрыть её значение в жизни человека и общества.
  2. Развить интерес к познавательной деятельности и вопросам экологии, стимулировать творческую активность.
  3. Формировать и развить трудовые и коммуникативные навыки.
  4. Способствовать воспитанию эстетического вкуса, любви

к природе, родному краю.

Техническое обеспечение занятия: телевизор, компьютер, мультимедийная презентация, видеоролики, бумага, ручки.

                                                        Ход занятия:

  1. Вводная беседа.

Добрый день! Сегодня в рамках педагогического проекта «Профессиональная ориентация обучающихся на профессии …ландшафтный дизайнер …                      в условиях образовательного процесса учреждения дополнительного образования…» продолжим важную и интересную работу по ранней профориентации. Хочу предложить вам вместе со мной посетить  в «Dubai Miracle Flower Garden» - Цветочный Чудо сад в Дубае. Внимание на экран (демонстрация видеоролика).

Как  вы думаете, какую профессию имеет человек, который придумал                     и создал эти удивительные композиции, используя  природу и технические достижения современности? Что вы хотели бы узнать об этой профессии                 и людях этой профессии? (Ответы участников мероприятия).                  

Слайд 1 (СЛАЙД С НАДПИСЬЮ «ПРОФЕССИЯ ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙНЕР»)

Сегодня мы с вами познакомимся с особенностями профессии «Ландшафтный дизайнер», требованиями, значении для человека. Узнаем                    о профессии все самое интересное.

Давайте проясним, что означают слова: «дизайн», «дизайнер», «ландшафт», «ландшафтный дизайнер»:

Дизайн  – это замысел, проект, чертеж - вид художественной деятельности, проектирование «будущей красоты»: зданий,  одежды, ландшафта, загородного дома, квартиры  и т. д.

Дизайнер  – это специалист по созданию макетов окружающей действительности реальной и виртуальной; человек, который  занимается   проектированием  и  визуализацией  творческих идеи              и фантазии.  Оглянитесь вокруг, и назовите мне хотя бы одну вещь в этой комнате, к которой бы не прикоснулась рука дизайнера.

Ландшафт – это территория с естественными насаждениями и природными территориями.

Ландшафтный дизайнер  - это и художник, и садовник,  архитектор                       и биолог, творческий проектировщик и психолог в одном лице! Его задача – с помощью растений,  садовых аксессуаров и частей природного ландшафта скрыть или превратить в украшение все имеющиеся на участке недостатки, создав при этом гармоничную и уютную атмосферу.  

                                                                                                                                       Слайды 2,3 (СЛАЙДЫ И ИЗОБРАЖЕНИЕМ ЛАНДШАФТОВ ЗАГОРОДНОГО ДОМА, ТЕРРИТОРИИ ПАРКОВ И ПАРКОВЫХ ЗОН)   

 1.Из истории происхождения  профессии                                                  

 Слайды 4,5 (СЛАЙДЫ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ПРИГОРОДОВ САНК-ПЕТЕРБУРГА И ДВОРЦА ГРАФА ТЫШКЕВИЧА В ВОЛОЖИНЕ И ДР,)

Ярчайший путь возникновения и развития стилей ландшафтного дизайна исчисляется многими веками. Первые попытки возделывания садовых участков, по мнению ученых, предпринимались в Междуречье (Малая Азия), затем в Древней Греции и позже в Древнем Риме.

Расцвет этого вида дизайна (в то время - "садово-паркового искусства") начался в ХYI веке. Самым легендарным "ландшафтным дизайнером", "архитектором-садоводом", по сей день остается Андре Ленотр, создатель знаменитого Версальского парка (ХYII век).                     

      Следует отметить, что в Росии   ХYII – ХIХ  веков не существовало понятия “дизайнер” или “архитектор”, и эта профессия  называлась «устроитель садов и парков». Активно стала развиваться профессия при Петре I и Екатерине II. Шедеврами русского исторического ландшафтного дизайна являются пригороды Санкт-Петербурга. В советское время садово-парковое искусство продолжило свое развитие, а представить облик  современных городов и сел без работы ландшафтных дизайнеров нельзя.

Вы уже видели видеоролик о цветочном чудо-саде в Дубае, Подумайте                  и ответьте на вопрос: каким специалистом должен быть современный ландшафтный дизайнер? (Ответы детей).

Таким образом, настоящий дизайнер должен с легкостью разбираться              в стилях и временных рамках, быть человеком с широким кругозором                            и разносторонними знаниями.

 

  1. Необходимые качества, обеспечивающие успешность в профессии ландшафтный дизайнер (коллективное обсуждение):  

Участникам мероприятия предложено взять бумагу и ручки и записать самостоятельно те качества, которым должен соответствовать человек, имеющий профессию ландшафтного дизайнера.    (Внимательность, умение анализировать и комбинировать. Пространственное гибкое мышление. Конструкторские способности. Креативность, богатое воображение. Художественные и эстетический вкус и способности (композиция, гармония, пропорции, чувство цвета).

Коммуникативные навыки, стрессоустойчивость. Самостоятельность, настойчивость. Ответственность, аккуратность. Реалистичность, общительность. Находчивость, самокритичность. Трудолюбие.)

(Участники по очереди читают информацию со своего листа                              и обсуждаются предложенные варианты перечисленных качеств). Ответы              с записями участники вывешивают на магнитную доску.                                                                                                 

 Вывод: для освоения профессии необходимо сочетание в человеке технической и художественной одаренности,  развитое наглядно-образное мышление, богатое воображение, хороший эстетический вкус, чувство стиля.

 

  1. Подведение итогов

 

Если вы обладаете хорошим вкусом, умеете рисовать, любите природу, не боитесь иногда работать руками или  решать инженерные задачи,  у вас хорошо развита интуиция,  то эта специальность  для вас.

Для подведения итога знакомства с новой профессией, я хочу предложить вам попробовать себя в роли поэта и написать необычное стихотворение – синквейн. Синквейн — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в России в начале XX века под влиянием японской поэзии. Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

Приступаем. Синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк:

Тема   1-я строка — название синквейна  ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙНЕР     

           2-я строка — два прилагательных,    ТВОРЧЕСКИЙ, КРЕАТИВНЫЙ

           3-я строка — три глагола,  ВОСПИТЫВАЕТ, РАЗВИВАЕТ, УЧИТ

            4-я строка — фраза на тему синквейна,   ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ РЕАЛИЗОВАТЬ СВОИ МЕЧТЫ 5-я строка — существительное.                

   ИСКУССТВО

Кто из вас заинтересовался это профессией – отвечает аплодисментами.

Наше занятие подошло к концу, я хочу поблагодарить вас за внимание, и в подарок прочту напутственные   строки                                                                                         

Слайд 6 (СТИХИ )

 

«Я город сделаю цветущим садом

И чистотой порадую друзей,

А вместе с ним и сам я чище стану,

Светлее сердцем и душой добрей…»

  Уважаемые участники, удачи в выборе своей профессии!

                                                                                           

свернуть

ПРИЛОЖЕНИЕ12

 

Мастер-класс «Масштабная модель фрагмента ландшафтной композиции «Скамья в парке» для профессиональной ориентации обучающихся системы дополнительного образования на профессию ландшафтный дизайнер»

Подготовила:

Згирская Ирина Александровна,

педагог дополнительного образования

ГУО «Центр творчества детей

и молодежи Воложинского района»

 

Пояснительная записка

 

Формирование творческих способностей обучающихся объединений           по интересам системы дополнительного образования обусловлено потребностью общества в творческой, инициативной личности, способной нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, ориентироваться в быстро меняющихся условиях. Для профессиональной ориентации обучающихся системы дополнительного образования мною предложено использовать изготовление макета исторического здания, малых архитектурных форм  к нему и создание ландшафтного дизайна. В процессе работы  дети знакомятся с понятиями: макет - модель объекта  в уменьшенном масштабе или в натуральную величину; ландшафтный дизайн – как процесс создания гармоничного, удобного, целостного пространства, требующий обширных знаний в области композиции, графической визуализации, биологии, знаний технологии общестроительных работ, а также ознакомление обучающихся системы дополнительного образования с профессией ландшафтный дизайнер.

При создании макета обучающимся необходимо передать конкретную композицию, «заставить» зрителя воспринимать объект или группу объектов на макете с тех ракурсов и в последовательности, которая наилучшим образом раскрывает дизайн ландшафтного макета.

Занятия по созданию макетов формирует эстетический вкус и развивает чувство прекрасного, развивает проектное мышление: учит планировать свою деятельность и разделять её на этапы, последовательно воплощать задуманное в материале и анализировать результаты своей деятельности.

В ходе мастер-класса обучающимся предлагается рассмотреть алгоритм создания масштабной модели. Это многоэтапное изготовление ландшафта                 и садовой скамьи: создание рисунка (эскиза), работа с материалом.

Методы обучения при проведении мастер-класса:

-       интерактивные (словесные, наглядные, практические);

-       исследовательские (умение самостоятельно распределять работу, выбор действия, способа, метода, рассматривание межпредметной связи).

Целевая группа: обучающиеся объединений по интересам системы дополнительного образования

Цель мастер-класса: формирование и развитие у обучающихся системы дополнительного образования чувства прекрасного, гармоничного в природе и искусстве, приобщение к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и профессиональная ориентация на профессию ландшафтный дизайнер.

Задачи мастер-класса:

·         научить создавать макет, используя разнообразный материал;

·         развивать наблюдательность, пространственное мышление, фантазию;

·         оказать помощь участникам мастер-класса в определении задач индивидуального саморазвития, профориентации;

·       воспитывать интерес к изобразительному и декоративно-прикладному искусству, к макетированию;

·         передать опыт путём показа последовательности действий, используемых методов, приёмов;

·         отрефлексировать профессиональное мастерство участников мастер-класса.

Прогнозируемый результат

Предполагается, что участники мастер-класса:

  • подтвердят интерес к профессии ландшафтного дизайнера;

·         будут мотивированы к формированию собственного стиля творческой деятельности;

·         научатся планировать и конструировать изделие с применением его поэтапного изготовления;

  • выполнят масштабную модель (макет) из предложенных материалов;
  • объективно оценят полученные знания и умения.

Оборудование и материалы: мультимедийная установка (компьютер, проектор, экран), магнитная доска, стенд, дидактический материал по ландшафтному дизайну, цветоведению, композиции, макетированию. Бумага, простой, цветные карандаши, фломастеры, крышка для банок пластиковая или металлическая, салфетки бумажные, опилки и губка окрашенные, песок, сухие ветки, палки, нитки, ткань, проволока тонкая, манная крупа, шпажки или зубочистки, деревянные палочки, клей ПВА, клей полимерный, краска акриловая, кисти плоские и круглые, плоскозубцы, пинцет, ножницы, фен.

Вступление

Здравствуйте! Сегодня мы с Вами проведем мастер-класс «Масштабная модель фрагмента ландшафтной композиции «Скамья в парке» для профессиональной ориентации обучающихся системы дополнительного образования на профессию ландшафтный дизайнер»

Почему именно ландшафтный макет? Потому что, создание масштабной модели - это простор для вашей фантазии, возможность увлечься творчеством, развить воображение, выразить свою индивидуальность. Ландшафтный дизайн – это процесс создания гармоничного, удобного, целостного пространства. Также занятия могут быть полезны для профориентации обучающихся системы дополнительного образования, Вы можете попробовать себя в качестве дизайнера ландшафта.

Рассмотрим необходимый для создания масштабной модели материал:

 

 

 

 

 

 

 

Все материалы Вам знакомы. Опилки и поролон подготовлены заранее, они окрашены в различные зеленые оттенки.

 

Практическая часть

ШАГ 1

Любой процесс творческого деятельности начинается с идеи. Давайте вначале разработаем чертеж-эскиз нашего макета, а затем выполним его в объемной форме. Для этого нам понадобится бумага, простой, цветные карандаши, фломастеры и др.

Перед Вами пластиковые крышки – это основа Вашей масштабной модели. Необходимо нарисовать эскиз ландшафта, садовой скамьи и прочее с учетом формы основы (круглая крышка).

ШАГ 2

Берем крышку и наполняем ее бумажными салфетками, периодически смазывая их клеем ПВА. Создаем задуманный в соответствии с эскизом объем.

Затем влажную от клея салфетку засыпаем песком и окрашенными опилками.

ШАГ 3

Для изготовления ландшафта нам понадобятся деревья. Выполняем их из природного материала - сухих веток. Берем ветку окунаем ее в емкость                                с клеем ПВА, убираем лишнее при помощи кисти, затем погружаем                                          в дробленый окрашенный поролон, слегка посыпаем опилками макушку будущего дерева. Оставляем на просушку, желательно в вертикальном положении.

ШАГ 4

Макет необходимо наполнить цветущими растениями. Для этого нам понадобятся нитки, или ткань, проволока, манная крупа, краски, кисти. Из ниток формируем пучок, скрепляем его проволокой, обрезаем лишнее. Затем окунаем верхушки будущего растения последовательно сначала в клей ПВА, затем                        в манную крупу. Создаем миниатюрные цветущие растения. Окрашиваем кистью и краской в соответствии с цветовым решением всей композиции. Оставляем на просушку.

ШАГ 5

Приступаем к созданию садовой скамьи.  Плоскозубцами формируем необходимой длины все элементы скамьи. Будьте осторожны при работе                                 с данным инструментом. При помощи полимерного клея соединяем детали. Окрашиваем в необходимый цвет. Примеряем к основе.

ШАГ 5

Теперь можно приступить к сборке всех элементов. Устанавливаем деревья, скамью, формируем цветочную композицию на макете при помощи полимерного клея. Подходит к завершению процесс нашей творческой работы. При необходимости производим корректировку песка и травы                                                  с нанесением клея, песка и опилок. При необходимости можно при помощи красок изменить цвет основания (крышки). Просушиваем изделие.

Заключение.

Макет готов! Создание такого макета – увлекательный процесс. Вы на практике ознакомились с профессией ландшафтного дизайнера. Давайте оценим нашу деятельность, обменяемся мнениями. Как Вы считаете, получилось у Вас выполнить задание? Видите ли Вы себя в профессии ландшафтного дизайнера? (Ответы детей).

Я желаю Вам использовать приобретённые умения и навыки                                         в дальнейшем собственном творчестве, успехов в создании новых работ                      и осознанного  Вам выбора будущей профессии!

 

                                                                                        

свернуть

Приложение 13

ПРИЛОЖЕНИЕ 14

 Тема занятия: Знакомство с профессией. Профессия - экскурсовод.  

Цель: профессиональная ориентация обучающихся объединений                         по интересам системы дополнительного образования, развитие интереса                 к профессии «Экскурсовод».

Задачи:

  1. Ознакомить обучающихся с особенностями профессии «Экскурсовод», раскрыть её значение в жизни человека и общества.
  2. Развивать интерес к познавательной деятельности, вопросам истории и краеведения, стимулировать творческую активность.
  3. Формировать и развивать коммуникативные навыки.
  4.   Способствовать воспитанию любви родному краю.

Техническое обеспечение занятия: компьютер, мультимедийная презентация, заготовка сетки технологической карты (для участников занятия), информационный буклет «Экскурсия «Воложинский костел святого Юзефа» (ПРИЛОЖЕНИЕ 15), шариковые ручки.

                                                        Ход занятия:

  1. Вводная беседа.

Добрый день! Сегодня в рамках педагогического проекта «Профессиональная ориентация обучающихся на профессии …экскурсовод …  в условиях образовательного процесса учреждения дополнительного образования…» продолжим важную и интересную работу по ранней профориентации.    

Сегодня мы с вами познакомимся с одной из самых увлекательных             и интеллектуальных профессий - профессия «Экскурсовод».

СЛАЙД 1 (Тема занятия: Знакомство с профессией. Профессия – экскурсовод.)  

Название этой профессии произошло от слова «экскурсия».

СЛАЙД 2 («Экскурсия» происходит от латинского «экскурсио»).

В русский язык слово «эускурсия» проникло в XIX веке                                    и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем – «вылазка, поездка». В разные времена в термин «экскурсия» вкладывали разное содержание.

СЛАЙД 3 (Сегодня экскурсия - это методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов,           а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними»).        

Сущность экскурсии заключается в том, что это одна из форм познания окружающего нас мира, состоящая их двух важнейших элементов: показа заранее подобранных зрительных объектов в природе, окружающей действительности или помещении и рассказа о них, который выступает как пояснение зрительного ряда. Если лишить экскурсию показа, то это будет уже не экскурсия, а просто лекция или беседа. Лишенная рассказа экскурсия останется просто осмотром достопримечательностей, эффективность влияния которого на сознание экскурсантов будет минимальной.

СЛАЙД 4 Экскурсовод» - это специалист по проведению экскурсий). Смежные профессии: историк, культуролог, музейный работник, этнограф. Специалист в данной области должен иметь хорошие знания по истории, культуре и географии. Ему необходимо знать принципы организации                         и методики проведения экскурсий, особенности обустройства выставочных стендов.

Экскурсоводы разрабатывают туристические маршруты и готовят рассказ на основе исторических сведений и архивных материалов по теме экскурсии. Экскурсия должна быть не только увлекательной, но и четко регламентированной по времени, чтобы у группы было время все осмотреть                и посетить все намеченные достопримечательности. Поэтому экскурсоводы должны скоординировать взаимодействие с сотрудниками музеев и галерей. Немаловажно и предусмотреть возможные чрезвычайные ситуации, а также вовремя деликатно решить возникшие конфликты. Экскурсоводы должны обладать грамотной речью, хорошей дикцией, чувством юмора, артистизмом, коммуникабельностью. Они должны удерживать внимание людей, увлекать их интересной информацией. Хороший экскурсовод постоянно пополняет знания истории, культуры                       и искусства, а если он работает с иностранными туристами, совершенствует иностранные языки.

СЛАЙД 5 (Плюсы. Работа экскурсовода очень интересная, но это не единственный плюс профессии. Среди других преимуществ: -путешествия и общение с новыми людьми;

-достойное вознаграждение за труд;

-языковая практика при работе с иностранными туристами;

-возможность начать свой туристический бизнес.)

СЛАЙД 6 (Минусы. Несмотря на всю привлекательность, есть

у профессии экскурсовод и свои минусы: сезонность:

-осенью и зимой доход снижается;

 -постоянная работа на ногах и нагрузки на голосовые связки;

-серьезная конкуренция; большая ответственность;

-работа при любой погоде.)

Мы с вами кратко познакомились с профессий экскурсовод, а теперь предлагаю Вам самим разработать экскурсию по объекту костел святого Юзефа (г. Воложин), подготовить самостоятельно технологическую карту экскурсии «Воложинский костел святого Юзефа».

СЛАЙД 7 («Технологическая карта маршрута экскурсии «Воложинский костел святого Юзефа».)

Место остановки экскурсионной группы

Объект показа

Продолжи-тельность показа

Наименование подтемы и основные вопросы

Организационные вопросы

Методические указания

Пл. Свободы,

г. Воложин

 

 

 

 

 

Костел святого Юзефа

 

 

 

 

 

Брама колокольня

 

 

 

 

 

Памятник Иоану Павлу II

 

 

 

 

 

Участникам раздаются информационные буклеты «Экскурсия «Воложинский костел святого Юзефа» (ПРИЛОЖЕНИЕ 15), заготовки сетки технологической карты, шариковые ручки. Ребята заполняют технологические карты маршрута экскурсии. Желающие защитить свой экскурсионный маршрут выступают перед сверстниками.

Сегодня мы узнали много нового о профессии экскурсовода, вы попробовали свои силы в составлении технологической карты экскурсии

и виртуального проведения экскурсии. А сейчас я приглашаю вас на просмотр видеоролика «Вечно юный древний Воложин».

         СЛАЙД 8 «Вечно юный древний Воложин»

Демонстрация видеоролика: 

видео-фильм: https://www.youtube.com/watch?v=iqdSsI1zRdQ

  Уважаемые участники, удачи вам в выборе своей профессии!

                                                                                                                                                       

свернуть

ПРИОЖЕНИЕ 15

ПРИЛОЖЕНИЕ 16

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МАРШРУТА ЭКСКУРСИИ «ВОЛОЖИНСКИЙ КОСТЁЛ СВЯТОГО ЮЗЕФА»

Место остановки

Объект показа

Продолжительность показа

Наименование подтемы и основные вопросы

Организационные вопросы

Методические указания

Вступление

Площадь Свободы

 

5 мин.

Встреча и краткое знакомство с группой. Знакомство с историей

 г. Воложина и архитектурными памятниками

Знакомство с правилами поведения во время экскурсии, порядок подачи вопросов (в конце экскурсии)

Предложить группе расположиться полукругом не более чем в два ряда

Костёл св. Юзефа

Рыночная площадь (пл. Свобод), костёл св. Юзефа

Площадь Свободы (ранее Рыночная площадь) была местом проведения фестов, торгов. Украшением площади является костёл св. Юзефа. Это памятник классицизма, построенный графом Тышкевичем в 1816 году. Костел - это единственный культовый храм в Республике Беларусь, напоминающий греческий Парфенон.

20 мин.

Сведения о костёле, Рыночной площади, Воложинской ветви рода Тышкевичей

Экскурсию проводит подготовленный экскурсовод, обучающийся объединения по интересам «Краеведческий калейдаскоп».

Группа располагается полукругом, таким образом, что бы объект был в хорошем обзоре

Использовать приемы показа (предварительный осмотр, наглядность) и рассказа (экскурсионной справки)

Костёл св. Юзефа

Костёл святого Юзефа

Алтарь — это главная часть храма. Он  находится на возвышении по сравнению с остальной площадью храма. Алтарь — это символ Престола Господня.

Знаменит костёл ещё и тем, что здесь был установлен великолепный орган. В 60-е годы прошлого столетия он был варварски уничтожен. В настоящее время богослужения сопровождаются электроорганом.

 

 

20 мин

Знакомство с убранством костёла и предметами религиозного назначения.

Экскурсию проводит ксендз костела святого Юзефа.

Группа располагается полукругом.

Сочетать приемы исторической справки и совместной работы с представителем духовенства

Переход от костёла к браме-колокольне

Брама-колокольня

Брама-колокольня на три колокола в виде массивной арки с 4-колонным портиком дорического ордера. Сегодня гордость прихожан - изящная колокольня, возведенная в соответствии со старинными рисунками костёла. Сердцем этого обновленного архитектурного сооружения является малый колокол.

5 мин.

Сведения из истории брамы-колокольни

Экскурсию проводит ксендз костела святого Юзефа.

 Группа располагается полукругом.

Сочетать приемы исторической справки и совместной работы с представителем духовенства

Переход от костёла к памятнику Иоанну Павлу II

Памятник

Иоанну Павлу II

Иоанн Павел II стал первым папой неитальянского происхождения за последние 455 лет. Иоанн Павел II остался в истории как человек, которой политизировал Ватикан. Летом 2007 года рядом с костёлом ему был открыт памятник.

5 мин.

Знакомство с биографией и религиозной деятельностью Иоанна Павла II

Экскурсию проводит подготовленный экскурсовод, обучающийся объединения по интересам «Краеведческий калейдаскоп».

 

Сочетать приёмы исторической справки и осмотра объекта.

Переход от памятника Иоанну Павлу II к ГУО «Центр творчества детей и молодежи Воложинского района» - 15 мин.

Макет костёла святого            Юзефа

 

Макет костёла святого                   Юзефа изготовлен из пенопласта, пенопропилена, картона, клея, проволоки, губки и т.д.

Работа выполнена учащимися объединения по интересам «Самоцветы»

10 мин.

Информация о технологии изготовления макета

Экскурсию проводит подготовленный экскурсовод, обучающийся объединения по интересам «Краеведческий калейдаскоп».

 

 

Заключение. Краткий обзор объектов, с которыми познакомились во время экскурсии. Проведение рефлексии.

 

 

свернуть

Анкета обучающегося на предмет допрофильной ориентации

С.С. Гриншпун, доктор педагогических наук

Тест по выявлению мотивов выбора профессии

 

Отметьте в листе ответов знаком “+” те номера мотивов, которые имеют для Вас значение при выборе профессии.

 

Перечень мотивов:

  1. Интерес к содержанию профессии, желание узнать, в чем заключаются особенности специалиста в избираемой профессии.
  2. Стремление к самосовершенствованию, развитию навыков и умений в избираемой сфере трудовой деятельности.
  3. Убеждение, что данная профессия имеет высокий престиж в обществе.
  4. Влияние родителей, друзей и знакомых.
  5. Желание приобрести материальную независимость от родителей.
  6. Хорошая успеваемость в школе по предметам, связанным с данной сферой деятельности.
  7. Желание оказать помощь другим лицам.
  8. Привлекает индивидуальная работа.
  9. Мечта заниматься творческой работой,желание открыть новое и неизведанное.
  10. Уверенность, что выбранная сфера трудовой деятельности соответствует Вашим способностям.
  11. Возможность удовлетворить свои материальные потребности.
  12. Стремление сделать свою жизнь насыщенной,интересной, увлекательной.
  13. Возможность проявить самостоятельность в работе.
  14. Привлекает предпринимательская деятельность.
  15. Необходимость материально помогать семье.
  16. Желание приобрести опыт работы в хозрасчетном объединении.
  17. Интерес к деловым контактам с людьми.
  18. Привлекают условия работы по профессии.
  19. Желание работать в престижном месте.
  20. Стремление к руководящей работе.
  21. Влияние средств массовой информации.
  22. Желание приносить пользу людям.
  23. Интерес к материальной стороне профессиональной деятельности.
  24. Привлекают внешние стороны профессиональной деятельности.
 

А

 

Б

 

В

 

Ответ

Ответ

Ответ

6

 

3

 

1

 

7

 

4

 

2

 

8

 

12

 

5

 

9

 

14

 

10

 

13

 

18

 

11

 

19

 

21

 

15

 

20

 

23

 

16

 

22

 

24

 

17

 

 

Сумма баллов: А =

                        Б =

                        В =

Подсчитайте сумму знаков “+” в колонках А. Б, В.

Расшифровка:

В столбце А - мотивы престижа профессии, желание реализовать личные устремления занять положение в обществе.

В столбце Б - материальное благополучие, желание заработать большие деньги, не подкрепленное практическими возможностями.

В столбце В - желание творческой работы, приносящей пользу людям, чувство личной ответственности.

свернуть

"GLORIA-джинс"

"Мелодия дерева"

"АРТ-затеи, новые идеи"

Интегрированное занятие объединений по интересам "Лингва-Знайка" и "Мир хобби"

Семинар для педагогов дополнительного образования (участников проекта) "С профессией - в будущее"

18.01.2021

Профильное мероприятие для педагогов "Педагогическое кафе"

21.10.2020

Педагогический проект «Внедрение модели допрофильной и профильной подготовки обучающихся в условиях образовательного художественно-технологического кластера»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Внедрение модели допрофильной и профильной подготовки обучающихся в условиях образовательного художественно-технологического кластера»

 

Сроки реализации: 2020 – 2023 годы

 

 

Календарный план реализации педагогического проекта

«Внедрение модели допрофильной и профильной подготовки обучающихся

в условиях образовательного художественно-технологического кластера»

на 2020/2021 учебный год

 

п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Результат

1.

Подготовка документов, регламентирующих управление процессом педагогической проектной деятельности в учреждении образования

 

Август 2020

 

Директор,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе, методисты

Пакет документов

2.

Изучение и анализ информационных, организационных и научно-методических ресурсов по обеспечению управления процессом внедрения педагогической проектной деятельности

Август 2020

 

Директор, заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Аналитическая информация

3.

Совещание по теме «Планирование и организация методической работы в условиях педагогической проектной деятельности» с педагогами дополнительного образования, методистами

Август 2020

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе методисты

Протокол

4.

Стартовый мониторинг образовательного процесса в соответствии с критериями и показателями эффективности реализации педагогического проекта

Сентябрь 2020

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, методисты

Протокол результатов диагностики;

Пакет аналитических материалов

5.

Стартовая диагностика готовности педагогов к педагогиченской проектной деятельности; определение уровня профессиональных компетенций участников педагогического  проекта

Сентябрь 2020

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, методисты

Протокол результатов диагностики;

Пакет аналитических материалов

6.

Стартовая диагностика: уровня сформированности профессионального самоопределения учащихся; сформированности компетенций учащихся; определение уровня личностного развития учащихся

Сентябрь 2020

Методисты,

участники проектной деятельности

Пакет аналитических материалов

 

7.

Родительское собрание: «Работаем в педагогическом проектном режиме» (знакомство с содержанием и задачами педагогического проекта, определение возможностей и перспектив совместной работы, изучение мнения родителей по данному вопросу)

Сентябрь 2020

 

Директор, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, методисты, участники проектной деятельности

Протокол родительского собрания, информационные материалы

8.

Инструктивно-методическое совещание «Ведение отчётной документации, педагогических дневников педагогической проектной деятельности»

Сентябрь 2020

 

директор, заместитель по учебно-воспитательной работе, методисты

Протокол. Рекомендации по ведению дневников проектной деятельности.

9.

Организация художественно-технологического кластера, определение его структуры, состава, механизма и направлений деятельности

Сентябрь 2020

Директор, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, методисты, участники проектной деятельности

Список участников художественно-технологического кластера;

Блок-схема структуры художественно-технологического кластера

10.

Разработка локальных документов по обеспечению деятельности художественно-технологического кластера:

положения о деятельности образовательного художественно-технологического кластера

.

Сентябрь 2020

Директор, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, методисты, участники проектной деятельности

Положение о ПАЦ

Перспективный план работы в рамках реализации модели допрофильной и профильной подготовки обучающихся в условиях образовательного художественно-технологического кластера

 

11.

Разработка перспективного плана мероприятий по сопровождению процесса допрофильной и профильной подготовки обучающихся в условиях образовательного художественно-технологического кластера

Октябрь 2020

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, методисты.

План-сетка проведения мероприятий

12.

Планирование работы по обеспечению образовательных, психолого-педагогических, материально-технических условий для организации работы художественно-технологического кластера

Октябрь 2020

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, методисты.

План работы

13.

Методический семинар «Разработка индивидуальных стратегий успешного профессионального выбора обучающимися»

 

Октябрь 2020

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, методисты.

Модель индивидуальной стратегии успешного профессионального выбора обучающимся

14.

Составление карт познавательных и творческих интересов, разработка образовательных программ, задачно и тематически ориентированных на выбор обучающимися профессии для  успешного будущего.

Октябрь 2020

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, методисты.

Участники проектной деятельности

Карты познавательных интересов.

Образовательные программы

15.

Подготовка и организация должного сопровождения для реализации задач допрофильной и профильной подготовки обучающихся в условиях образовательного художественно-технологического кластера

 

Октябрь 2020

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, методисты.

Участники проектной деятельности

Дневник творческих достижений обучающихся;

портфолио педагога-проектировщика

16.

Организация работы постоянно действующих творческих лабораторий для участников педагогического проекта:

«Общие подходы к разработке и реализации проектных задач в условиях Центра творчества детей и молодежи Воложинского района»

 

«Педагогическая модель запуска и функционирования художественно-технологического кластера»

 

«Компетенции как результаты практико- ориентированной образовательной деятельности обучающихся в системе их допрофильной и профильной подготовки»

 

«Специфика подготовки методического сопровождения занятий, функционирующих на разных уровнях художественно-технологического кластера».

 

Ноябрь 2020

 

Январь 2021

 

Февраль 2021

 

Март 2021

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, методисты.

Участники проектной деятельности

Методические и дидактические материалы,

разработанные продукты деятельности участников заседания творческих лабораторий

17.

Совещание при директоре «Об итогах подготовительного и проектировочного этапов проектной деятельности»

Декабрь 2020

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, методисты

Протокол совещания, протокол поручений;

проектная папка

18.

Реализация задач допрофильной и профильной подготовки в условиях определённого уровня образовательного художественно-технологического кластера

Октябрь 2020 – май 2021

Участники проектной деятельности

Папка мониторинговых мероприятий

19.

Организация и проведение мониторинговых мероприятий участниками педагогического проекта.

Октябрь 2020 - апрель 202

Участники проектной деятельности

Папка мониторинговых мероприятий

20.

Установление типов педагогического взаимодействия, организация партнёрских отношений между педагогами учреждений общего среднего и дополнительного образования детей и молодёжи

Январь-февраль 2021

Участники проектной деятельности

План организация партнёрских отношений педагогов учреждений разного образовательного типа

21.

Участие в научно-практических, интеллектуально-творческих, конкурсных мероприятиях различного уровня и типа

Октябрь 2020 - апрель 2021

Участники проектной деятельности

План-сетка мероприятий,

фиксация в проектной папке, портфолио педагога-проектировщика

22.

Повышение профессиональной компетентности участников педагогического проекта на мероприятиях регионального, областного, республиканского и международного уровней

Октябрь 2020 - апрель 2021

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, методисты.

Участники проектной деятельности.

План участия в компетентностно- ориентированных профессиональных мероприятиях

23.

Организация и проведение мероприятий разного уровня и типа (семинары, тренинги, консультации и т.п.) с участниками проектной деятельности

Октябрь 2020 - Апрель 2021

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, методисты;

участники проектной деятельности

Графики проведения мероприятий;

программы мероприятий;

портфолио педагога-проектировщика

24.

Создание медиа каталога продуктов деятельности обучающихся (листовки, буклеты, презентации, видеоролики, фотоальбомы и т.п.)

Октябрь 2020-апрель 2021

Участники проектной деятельности

Медиа каталог продуктов деятельности обучающихся

25.

Проведение промежуточного мониторинга в соответствии с критериями и показателями эффективности реализации педагогического  проекта

Март - апрель 2021

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, методисты,

участники проектной деятельности

Папка мониторинговых мероприятий (аналитические материалы мониторинга и т.д.)

26.

Семинар по презентации результатов работы образовательного художественно-технологического кластера «От идеи к прогнозируемому результату. Пути достижения»

Апрель 2021

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, методисты

Программа, фотоотчет,

материалы работы

27.

Создание каталога профессиональных педагогических успехов «Организация и реализация допрофильной и профильной подготовки обучающихся»

Апрель 2021

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, методисты.

 

Каталог профессиональных педагогических успехов «Организация и реализация допрофильной и профильной подготовки обучающихся»

28.

Педагогический совет по итогам педагогической проектной деятельности в 2020/2021 учебном году.

Апрель 2021

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, методисты.

Участники проектной деятельности

Протокол;

приказ об утверждении решений педсовета

29.

Подготовка промежуточного отчета «О результатах реализации педагогического проекта в 2020/2021 учебном году»

Апрель 2021

 

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, методисты

 

Отчет о результатах  проектной деятельности

30.

Разработка календарного плана реализации педагогического проекта на 2021/2022 учебный год

Май 2021

Директор, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, методисты

План реализации педагогического проекта «Внедрение модели допрофильной и профильной подготовки обучающихся в условиях образовательного художественно-технологического кластера»

 

 

 

 

 

свернуть