Педагогический проект «Изучение историко-культурного наследия края посредством взаимодействия с социумом»

ОТЧЕТ о реализации педагогического проекта «Изучение историко-культурного наследия края посредством взаимодействия с социумом»

Управление по образованию, спорту и туризму Воложинского райисполкома
Государственное учреждение образования «Центр творчества детей
и молодежи Воложинского района»


УТВЕРЖДАЮ
Директор государственного учреждения образования
«Центр творчества детей
и молодежи Воложинского района»
____________ М.В.Кушнир
____________ 2022

 

ОТЧЕТ
о реализации педагогического проекта
«Изучение историко-культурного наследия края посредством взаимодействия
с социумом»


Сроки реализации: 2020–2022

Консультант педагогического проекта: Кузнецова Лариса Григорьевна, начальник отдела организационно-методического сопровождения эколого-краеведческой работы
ГУО «Минский областной институт развития образования»

 


Руководитель педагогического проекта: Лысенко Людмила Дмитриевна, заместитель директора
по учебно-воспитательной работе,
Тел. 80293029327
е-mail: ctdim@volozhin-edu.gov.by

 

 

Общие сведения
Название учреждения образования (согласно Уставу) Государственное учреждение образование «Центр творчества детей и молодежи Воложинского района»
Руководитель учреждения образования Кушнир Мария Валентиновна, директор
Тема педагогического проекта «Изучение историко-культурного наследия края посредством взаимодействия с социумом»
Сроки реализации педагогического проекта 2020–2022гг.
Руководитель педагогического проекта Лысенко Людмила Дмитриевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Консультант педагогического проекта Сажнева Елена Владимировна, методист (отдел организационно-методического сопровождения эколого-краеведческой работы ГУО «Минский областной институт развития образования»)
Количество участников реализации педагогического проекта (педагогов - 11; учащихся определенных классов – 24)
Состав педагогов – Лысенко Л.Д., заместитель директора по учебно-воспитательной работе; Ванькович И.С., методист; Марзак В.В., методист; Макаревич А.А., педагог дополнительного образования; Згирская И.А., педагог дополнительного образования; Войткевич К.А., педагог дополнительного образования; Коволенко И.И., педагог дополнительного образования; Гринкевич А.В., педагог дополнительного образования; Соболева Е.И., педагог дополнительного образования; Буклыс Н.А., педагог дополнительного образования; Кевра С.В., педагог дополнительного образования.

 

Актуальность педагогического проекта

Актуальность темы «Изучение историко-культурного наследия края посредством взаимодействия с социумом. Фердинанд Рущиц» – определена самой жизнью.
Каждое новое поколение, вступая в жизнь, получает в наследство огромный дар культурных ценностей. Сам ход истории невозможен без активной передачи новым поколениям культурных достижений человечества, без активного воспитания, так как оно и есть душа любого духовного наследия.
Родной язык, мелодии родной земли, национальная культура обеспечивают мощную духовную связь между поколениями.
Воспитать настоящего гражданина своей страны без национального компонента невозможно. На рубеже XXI столетия наблюдается обеднение духовного мира подрастающего поколения, перенасыщение его сознания информацией из различных средств массовой информации: интернет, видео
и аудиопродукция, спутниковое телевидение. Молодежь и подростки теряют связь с культурным наследием народа. Меняются их многие жизненные ориентиры.
Во время быстрой глобализации и урбанизации трудно удивить чем-то новым. А корни предков, их наследие сберечь нужно обязательно, чтобы
не называться Иванами, «не помнящими родства». Поэтому нам необходимо совместными усилиями донести богатейшее историко-культурное наследие
до современной молодежи.
История Воложинского края богата с давних времен. Она всегда славилась гостеприимством, открытыми, трудолюбивыми и талантливыми людьми. Мы гордимся тем, что с историей района связаны судьбы многих знаменитых в Беларуси и за её пределами людей. Воложинщина является родиной художника-пейзажиста, ученика великих художников Ивана Шишкина и Архипа Куинджи - Фердинанда Рущича, писателя и драматурга В.И.Дунина-Марцинкевича, писателя Сергея Песецкого, композитора Михаила Грушвицкого, поэта и публициста Старого Власа (Владислав Петрович Сивый-Сивицкий), поэта, переводчика, педагога Петра Бителя. Это и дало толчок для разработки проекта: «Изучение историко-культурного наследия края посредством взаимодействия с социумом. Фердинанд Рущиц – мастер кисти из Богданова».
Особенно актуальна тема данного проекта в Год исторической памяти. Ведь историко-культурное наследие дает почву для осознания себя сначала как представителя народа, нации посредством приобщения к народной культуре
и истории.
Больше узнать о знаменитых людях своего края, обогатить себя знаниями истории и культуры, передать бесценный багаж познаний будущим поколениям – вот тот пласт исследовательско-проектной деятельности, который необходимо поднять.
С приобретением Республикой Беларусь суверенитета стало возможным возродить из небытия незаслуженно забытые имена великих людей. Таким человеком для Воложинщины является художник-пейзажист Фердинанд Рущиц.
Фердинанд Рущиц — всемирно известный художник. Он приобрел европейскую славу как непревзойденный живописец, график и общественный деятель. В районе мало кто знал о его существовании. В последние 10 лет имя этого художника зазвучало по- иному. Тем более, что в 2020 году мы отмечали 150-летие со дня рождения Фердинанда Рущица. Это событие включено в календрь памятных дат ЮНЕСКО.

Цель проекта: Создание образовательного пространства для изучения историко-культурного наследия Воложинского края и интеграцию его в деятельность объединений по интересам художественно-эстетического цикла
Задачи:
*воспитывать интерес у обучающихся к изучению истории родного края и его знаменитых земляков;
*наполнить новым содержанием образовательную программу объединения по интересам «Рисунок. Живопись. Графика»;
*исследовать особенности творчества Ф. Рущица и создать краткий справочник;
*развивать умение самостоятельно приобретать знания средствами исследовательской деятельности;
*организовать и провести конкурсы рисунков, фотографий и пленэры по творчеству Ф. Рущица;
*организовать работу постоянно действующей выставки работ изобразительного искусства, связанной с творчеством Ф. Рущица «Сердцу милые края»;
* освещать в СМИ мероприятия, посвященные творчеству Ф. Рущица, размещать на сайте учреждения интересные события и факты, связанные с реализацией проекта.

Содержание работы участников педагогического проекта
На совещании при директоре (протокол № 1 от 09.09.2020г) определен состав участников педагогического проекта.
Была организована работа с архивными документами (архивы Минска Вильнюса, Варшавы, Кракова). Также изучалась историко-краеведческая литература, связанная с жизнью и творчеством Ф.Рущица (Национальная библиотека, Национальный художественный музей РБ, Воложинский историко-краеведческий музей), Интернет-ресурсы (дневники Ф.Рущица).
Велась работа по взаимодействию с социальными партнерами:
ГУ «Воложинский краеведческий музей» (посещение выставки «Знаменитые земляки»), Национальный художественный музей Республики Беларусь (посещение выставки «Фердинанд Рущиц. К 150-летию со дня рождения художника»), отдел идеологической работы, культуры и по делам молодежи Воложинского райисполкома, ГУ «Вишневская детская школа искусств», управление по образованию, спорту и туризму Воложинского райисполкома
(Х Международный конкурс-пленэр юных художников «Земля и небо Фердинанда», субботник по благоустройству территории бывшего имения
и места захоронения семьи Рущиц).
Организован семинар-тренинг «Формирование команды для работы
в педагогическом проекте». Участникам семинара были представлены фотографии из семейного альбома Рущица, копии дневников, архивные документы, материалы пленэров и предполагаемые объекты восстановления усадьбы. Данная информация размещена на сайте http://ctdim.volozhin-edu.gov.by/.
В программу объединений по интересам художественного профиля (декоративно-прикладное творчество, ИЗО) включен раздел по изучению творчества Ф. Рущица, особенностях его работ, технике их выполнения и его последователях.
В ГУО «Центр творчества детей и молодежи Воложинского района» оформлена выставка живописных работ педагога дополнительного образования Васильцовой И.В., уроженки Богдановщины. В её творчестве отображены пейзажи малой родины художника, где прослеживается подобие стиля мастера кисти.
Неумолимый бег времени не оставляет за собой многие события и факты. Судьбу усадьбы Ф. Рущица постигла печальная участь. Во время Второй мировой войны она была разрушена, так как станция Богданово являлась важным стратегическим объектом и подверглась вражеской бомбардировке. Сохранились лишь архивные документы усадьбы. Изучив их, педагоги дополнительного образования Коваленко И.И. и Згирская И.А. вместе с группой учащихся решили восстановить былой облик усадьбы художника. В технике архитектурного макетирования приступили к воссозданию объекта. В результате кропотливой работы макет усадьбы предстал во всем своём первозданном облике.

Оценка результатов реализации педагогического проекта
Результатом реализации педагогического проекта стал охват учащихся различными формами внеклассной работы. Ребята стали активными участниками конкурса рисунков, Х Международного конкурса-пленэра юных художников «Земля и небо Фердинанда». Разработан туристический маршрут «Земля и небо Фердинанда», уличная квест-игра «История. Мастерство. Талант». Накануне 150-летия со рождения мастера был проведен субботник
по благоустройству территории бывшего имения и места захоронения семьи Рущиц.

Представление результатов реализации педагогического проекта

№ п/п Автор Название (тема) публикации Название СМИ Дата публикации
1 А. Радыно Земля и небо Фердинанда «Працоўная слава» 22.09.2020г.
2 Н. Ловчая Из Богданова – в большой мир «Працоўная слава» 06.11.2020г.
3 А. Макаревич А творчество – таинственно-родное… «Працоўная слава» 11.12.2020г.
4 А. Радыно И через 150 лет память не угасает «Працоўная слава» 15.12.2020г.
5 А. Макаревич Встреча с мастером «Працоўная слава» 02.02.2021г.
6 И. Овсепьян Окно в мир Фердинанда Рущица «Совесткая Беларусь» 28.11.2020г.
7 И. Ванькович,
В. Марзак Мастер кисти из Богданова Журнал «Образование Минщины» № 2 (март-апрель)2021г.

Проблемы реализации
педагогического проекта
Проблемы:
• при реализации подготовительного и основного этапов возникали трудности, связанные с эпидемиологической ситуацией;
• несогласованность действий с социальными партнерами;
• нарушение сроков планируемых мероприятий.

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

Гуманитарный проект государственного учреждения образования

Гуманитарный проект государственного учреждения образования «Центр творчества детей и молодёжи Воложинского» ищет спонсоров Детская развлекательная комната

Humanitarian project of state educational establishment Volozhin District Centre for Children’s and “Youth`s Creativity” is looking for sponsors Children’s entertainment room

Цель проекта: развитие творческих и познавательных способностей детей через вовлечение их в культурно-досуговую деятельность

1.      Наименование проекта: «Детская развлекательная комната»

2.     Период реализации: 12 месяцев

3.     Наименование белорусской организации, реализующий проект:

ГУО «Центр творчества детей и молодёжи Воложинского района».

4.     Цель проекта: развитие творческих и познавательных способностей детей из малообеспеченных семей через вовлечение их в культурно-досуговую деятельность.

5.     Задачи:

·        развивать эмоциональную сферу;

·        развивать коммуникативные способности детей;

·        организовать активный отдых и содержательное времяпрепровождения;

·        Содействовать социализации семьи.

6.     Целевая группа: дети от 4 до 12 лет и их родители.

7.     Краткое описание мероприятий в рамках проекта: приобретение и установка  игрового оборудования, проведение  групповых и индивидуальных развивающих занятий,  мастер-классов, культурно-досуговых мероприятий.

 

8. Общий объем финансирования (в евро): 5000

 

Источник финансирования

Объем финансирования (в евро)

Средства донора

5000

Софинансирование

500

9. Место реализации проекта: г. Воложин, Воложинский район, Минская область

10. Контактное лицо: Кушнир Мария Валентиновна, директор ГУО «Центр творчества детей и молодёжи Воложинского района»,

тел.+ 375296972832, ctdimvolozhin0@yandex.ru

 

Информация о гуманитарных проектах, заявленных на защиту в секции №5

Район/ город

г. Воложин

 

ГУО «Центр творчества  детей и молодёжи Воложинского района».

Срок реализации проекта

12 месяцев

Цели проекта

Развитие творческих и познавательных способностей детей из малообеспеченных семей через вовлечение их в культурно-досуговую деятельность.

Задачи проекта

Развитие эмоциональной сферы.

Развитие коммуникативных способностей детей.

Организация активного отдыха и содержательного времяпрепровождения.

 

Объем  и источники финансирования

Приобретение и установка  игрового оборудования. Средства донора и собственные внебюджетные средства.

Краткое обоснование

Организация детского досуга  в детской развлекательной комнате для удовлетворения социально-культурных потребностей

Ожидаемый результат

Вовлечение детей в активный отдых через различные игровые формы и творческие развивающие занятия,  мастер-классы, культурно-досуговые мероприятия.

 

 

The aim of the project: Development of creative and cognitive abilities children through their involvement in cultural and leisure activities.

1. The name of the project: «Children’s entertainment room»

2. Project: 12 month.

3. Name of the Belorussian organization implementing the project : State educational Establishment «Volozhin District Centre for Youth`s  Creativity».

4. The aim of the project: Development of creative and cognitive abilities of children from low-income and large families through their involvement in cultural and leisure activities.

5. Tasks:

· To develop the emotional sphere in children;

· To develop children’s communication skills;

· To organize active recreation and meaningful pastime;

· To promote socialization of the family.

6. Target group: children from 4 to 12 years old and their families.

7. Brief description of project activities: purchase and installation of gaming equipment, conduct group and individual development classes,  master classes, cultural and leisure activities.

 

8. Total funding: 5000 Euro

 

Source of funding

Amount of financing

Donor funds

5000

Co-financing

500

9. Project location: 15 Partizanskaya St., Volozhin, Minsk region

10. Contact person: Maria Valentinovna Kushnir - head of the State Educational Establishment Volozhin district Centre for Children’s and Youth`s Creativity.

тел.+ 375296972832, ctdimvolozhin0@yandex.ru

 

Information about Humanitarian projects declared for protection in section №5

Town

Volozhin

 

State educational Establishment “ Volozhin District Centre for Children’s and Youth`s Creativity”

Project implementation period

12 month

The aim of the project

Development of creative and cognitive abilities of children from low-income and large families through their involvement in cultural and leisure activities.

Tasks of the project

To develop the emotional sphere in children;

To develop children’s communication skills;

To organize active recreation and meaningful pastime;

To promote socialization of the family.

Amount and sources of funding

Purchase and installation of gaming equipment.

Donor funds and own extra budgetary funds.

Brief description of project

Organization of children’s leisure in the children’s entertainment room.   

Expected result

Envolvement of children in active recreation through various forms of play and creative educational classes, master classes, cultural and leisure activities.

 

 

свернуть

Проект в действии

 Практическое продолжение семинара-тренинга «Формирование команды для работы в педагогическом проекте «Изучение историко-культурного наследия края посредством взаимодействия с социумом. Фердинанд Рущиц – мастер кисти из Богданова» состоялся 18.05.2021г. на базе ГУО «Богдановский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа».

     Участники семинара посетили бывшую усадьбу Ф.Рущица, где смогли соотнести увиденное сейчас, с изображенным художником на картинах домом, полями, садом, небом и др. Также побывали на фамильном захоронении рода Рущицев и в местном костеле.

 

     Дальнейшее продолжение семинаре проходило в школе. В интерактивной форме вместе с социальными партнёрами участники семинара поучаствовали в тренинге, дискуссии, поделились своими впечатлениями, выработали алгоритм дальнейших совместных действий.

 

    Семинар-тренинг подготовила и провела педагог дополнительного образования, координатор проекта А.А. Макаревич.

 

свернуть

Экскурсия «На імяніны да Фердынанда»

В рамках проекта «Изучение историко-культурного наследия края посредством взаимодействия с социумом» проведена экскурсия «На імяніны да Фердынанда» с учащимися ГУО «Средняя школа № 1 г. Воложина» и ГУО «Гимназия № 1 г. Воложина». Ребята посетили место, где когда-то находилась усадьба художника, местный костел и могилу Фердинанда на кладбище. К памятнику возложили цветы и зажгли лампадки. Учащиеся обогатили свои знания о жизни и  творчестве   Ф. Рущица.

 

 

    Продолжение экскурсии было в д. Вишнево, где посетили костел, источник и церковь.     

       Организовала увлекательное путешествие педагог дополнительного образования и координатор проекта Алла Александровна Макаревич.

 

свернуть

Педагогический проект «Изучение историко-культурного наследия края посредством взаимодействия с социумом»

СОГЛАСОВАНО

Начальник управления по образованию, спорту и туризму райисполкома

 _____________ Т.Н.Крикало

______________2020 г.

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор государственного учреждения образования «Центр творчества детей и молодежи Воложинского района»

_____________ М.В.Кушнир

_____________ 2020г.

 

 

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

реализации педагогического проекта

«Изучение историко-культурного наследия края посредством взаимодействия с социумом» 2020-2022

 

I этап – подготовительный

Цель: подготовка к  реализации педагогичного  проекта

п/п

Мероприятия

Дата

Ответственный

1.

Определение участников проекта и их функций

Сентябрь

2020 г.

Лысенко Л.Д., заместитель директора

 ЦТДиМ

2.

Накопление и систематизация электронных, архивных, наглядных и методических материалов о жизни и творчестве Ф. Рущица

Сентябрь-ноябрь

2020 г.

Марзак В.В., методист ЦТДиМ

3.

Разработка плана проекта и проектных мероприятий

Октябрь

2020 г.

Лысенко Л.Д., заместитель директора

ЦТДиМ;

Ванькович И.С., Марзак В.В., методисты ЦТДиМ

4.

 Взаимодействие с социальными партнёрами:

* ГУ «Воложинский  краеведческий музей;

*Богдановское отделение ГУ «Вишневская детская школа искусств»

*Отдел идеологической работы, культуры и по делам молодежи Воложинского райисполкома;

*Национальный художественный музей Республики Беларусь

*Управление по образованию, спорту и туризму Воложинского райисполкома

Октябрь-декабрь

2020 г.

Лысенко Л.Д., заместитель директора

 ЦТДиМ;

 педагоги дополнительного образования

ЦТДиМ

5.

Семинар-практикум по оформлению итогов педагогической диагностики

Январь

2021 г.

Лысенко Л.Д., заместитель директора

 ЦТДиМ

6.

Предоставление  итогов реализации педагогического проекта на  I этапе

Февраль

2021 г.

Лысенко Л.Д., заместитель директора

 ЦТДиМ; Ванькович И.С., Марзак В.В., методисты ЦТДиМ

II этап – внедренческий

Задача: реализация педагогического проекта

1.

Участие в торжественном мероприятии и круглый стол «Фердинанд Рущиц: известный и неизвестный» - в кинотеатре «Юность»  г. Воложина

Март 2021 г.

Кушнир М.В., директор

 ЦТДиМ;

 педагоги дополнительного образования

2.

Организация и проведение экскурсий по туристическим маршрутам «Дорогами Рущица», «Земля и небо Фердинанда» и «Один день из жизни художника»

В течение внедренческого

этапа

Ванькович И.С., Марзак В.В., методисты ЦТДиМ; педагоги дополнительного образования

3.

Посещение  музейной экспозиции с интерактивными элементами на базе Богдановского отделения ГУО «Вишневская детская школа искусств»

В течение внедренческого

этапа

Ванькович И.С., Марзак В.В., методисты ЦТДиМ; педагоги дополнительного образования

4.

Участие  в велопробеге «Дорогами – Рущица»: Воложин – Вишнево – Богданово – Войганы - Гольшаны

Май – сентябрь

2021 года

Кушнир М.В., директор

 ЦТДиМ;

 педагоги дополнительного образования

5.

Участие в арт-фестивале и X Международном пленэре юных художников «Земля и небо Фердинанда»

Май

2021 г.

Кушнир М.В., директор

 ЦТДиМ;

 педагоги дополнительного образования

6.

Организация и проведение уличной квест-игры «История. Мастерство. Талант» для учащихся, молодежи, туристических групп

Май-ноябрь

2021 г.

Культорганизаторы; педагоги дополнительного образования

7

Организация и проведение фотоконкурса «Вдохновение, красота, талант»

Май-ноябрь

2021 г.

Лысенко Л.Д., заместитель директора

 ЦТДиМ;

 педагоги дополнительного образования

8.

Участие в благоустройстве территории бывшей усадьбы и захоронения семьи Рущица в д. Богданово

Апрель, июль, октябрь

2021 г.

Кушнир М.В., директор

 ЦТДиМ;

 педагоги дополнительного образования

9.

Встреча с учащимися гимназии им.Ф.Рущица  г. Рудомине (Литва)

Май 2021 г.

 

Июль 2021 г.

Кушнир М.В., директор;

педагоги дополнительного образования

10.

Посещение художественной школы в  г. Влоцлавек (Республика Польша)

Июнь

2021 г.

Лысенко Л.Д., заместитель директора

 ЦТДиМ; педагоги дополнительного образования

11.

Конкурсы рисунков:

·        «Сердцу милые края»

·        «В окрестностях Богданова»

·        «Живи и процветай родной мой край»

 

 

Апрель 2021 г.

Сентябрь 2021г.

 

Декабрь 2021 г.

Ванькович И.С., Марзак В.В., методисты ЦТДиМ; педагоги дополнительного образования

12.

Фотоконкурс: «Земля моих отцов»

Март 2021 г.

Ванькович И.С., Марзак В.В., методисты ЦТДиМ; педагоги дополнительного образования

13.

Виртуальное путешествие: «По дорогам минувших столетий»

Декабрь 2021 г.

Ванькович И.С., Марзак В.В., методисты ЦТДиМ; педагоги дополнительного образования

14.

Рекламная деятельность: выпуск буклетов, составление карт  экскурсионных маршрутов,    путеводителей и т.п.

В течение внедренческого

этапа

Лысенко Л.Д., заместитель директора

 ЦТДиМ; Ванькович И.С., Марзак В.В., методисты ЦТДиМ

III этап – рефлексивный (оценочный)

Задача: анализ итогов реализации педагогического проекта

1.

Выводы в соответствии с целями и задачами  педагогического проекта, положительными и отрицательными моментами (итоговый отчет)

Ноябрь

2021 г.

Кушнир М.В., директор

 ЦТДиМ;

Лысенко Л.Д., заместитель директора

 ЦТДиМ

2.

Анализ работы проведенных мероприятий (презентация проекта,  дополнение  к отчету)

Февраль

2022 г.

Лысенко Л.Д., заместитель директора

 ЦТДиМ;

Ванькович И.С., Марзак В.В., методисты ЦТДиМ

3.

Описание опыта реализации педагогического проекта

Май

2022 г.

Ванькович И.С., Марзак В.В., методисты ЦТДиМ

 

 

свернуть