Туристско-краеведческая деятельность

Символ г. Воложина

11.07.2023

Экскурсионный справочник "Сцяжынкамі бацькаўшчыны"

27.12.2022

От прошлого к настоящему Воложинский район

Экскурсионные маршруты Воложинщины

Экскурсионные маршруты Воложинщины

https://www.youtube.com/watch?v=6zVmp4171ps&t=25s

свернуть

Край.BY Івянец: тут жыве Жыва

Города Беларуси. Воложин

Экскурсионный маршрут «Ракава сівыя камяні»

Спасо-Преображенская церковь

Спасо-Преображенская церковь – одна из главных архитектурных достопримечательностей старинного местечка Раков.

Основание храма было заложено в 1735 году по благословению киевского митрополита Афанасия Шептыцкого. Строительство храма было закончено в 1793 году, почти через 60 лет после начала строительства. 16 сентября храм был освящен в честь Преображения Господня.

В 1886 году, в 25-летнюю годовщину отмены крепостного права в Беларуси, перед храмом была построена брама-звонница. Сегодня Спасо-Преображенская церковь представляет собой прямоугольный храм. С южной стороны к нему примыкает Никольская часовня, где находится алтарь, с северной стороны – ризница.

В храме находится, почитаемая прихожанами, икона, которую называют «Афонской» - список с иконы Божией Матери, переданный в 1910 году в дар Спасо-Преображенской церкви монахами Горы Афон.

Костел Богоматери Руженцовой

Храм был отстроен в 1906 году. Возведён данный храм был при помощи священнослужителя Евстахия Карповича. Также огромный вклад в возведение святыни внесли князь Друцкий-Любецкий, помещики Булгаки, Здиховские, Хелховские и большое количество верующих прихожан.

В 1911 году в храме случился пожар, который уничтожил деревянную пристройку, однако сам храм не пострадал. Во второй половине XX века этот храм бездействовал, а на его территории находился склад и торговый объект. Церковная служба в этой святыне была возобновлена только лишь в 1990-х годов, когда само здание было вновь отдано католической церкви. В то же время в костёле в посёлке Раков была совершена реставрация.

На сегодняшний день храм Богоматери Руженцовой и Святого Доминика в Ракове пребывает в отличном состоянии. Недалеко за храмом располагается здание приходской администрации. Также стоит отметить, что святыня располагается в весьма живописном и колоритном месте, прямо на живописных берегах речки Ислочь. При возведении храма был использован жёлтый кирпич как основной строительный материал, который был характерен архитектурному стилю в средневековой готике. Именно поэтому, у данной церкви такой удивительный, старинный вид, который в точности передает настроение прошедшей эпохи.

Перекрещенные двускатные кровли центрального нефа, фасады с двухгранными щитами и неповторимыми витражными окошками-розами – вся эта удивительная архитектура напоминает своей красотой и стилем старинный средневековый замок. В небеса возносятся двухуровневые четырехгранные вышки с возвышенными пирамидами шпилей, которые в свою очередь украшены крестами. Главный фасад храма размежеван на части стрельчатыми порталами входов и закреплен ступенеобразными устоями. Стены же по всему масштабному периметру костёла украшены арматурным фризом. Внутри святыни стрельчатые своды удерживаются массивными колоннами, которые объединены между собой арками. Над притвором храма находится балкон со старинным органом.  Двухуровневый алтарь, вырезанный из дуба, с удивительной красоты узором.

В храме Богоматери Руженцовой и Святого Доминика, ежедневно проходят службы и церковные песнопения. Множество туристов посещают эту святыню и остаются с незабываемыми впечатлениями. Ведь в данном костёле чувствуется необъяснимая умиротворённость и безмятежность.

Руины поместья и почта XIX в.

Раков имел Магдебургское право, хотя, наверняка ограниченное. В местечке были две водяные мельницы, лесопильный завод, кирпичный завод. В конце 19-го века существовало почтово-телеграфное отделение (останки старой почты сохранились и до настоящего времени).

Есть в Ракове улица «Почтовая», названием, конечно, никого не удивить. Но далеко не все знают,  что название этой улице дано не из-за современного почтового отделения. А из-за старой почтовой станции, построенной в 1887 году. Здание было двухэтажным, верхняя часть делилась на две половины «людская», для ямщиков и слуг, вторая – «для господ проезжающих». На первом этаже стояли лошади и вся необходимая утварь. При станции были деревянные пристройки для хранения корма для животных. На въезде во двор стояла «низкая решётчатая ограда».

Следует подчеркнуть, что нагрузка на Раковскую почтовую станцию было довольно большой. В то время, когда железные дороги во многих уголках империи вытеснили перевозку пассажиров и почты на лошадях, Раков не имел железнодорожного сообщения. Поэтому Раковским почтарям приходилось работать не покладая рук. Главной транспортной артерией, проходящей через местечко во второй половине XIX века, была дорога в Вильно.

Церквь христиан веры евангельской

«Божья ласка»

Республика Беларусь - многоконфессиональное государство. Здесь рядам живут католики и правосавные, иудеи , протестанты и  мусульмане. Они исповедуют разные религии, но при этом сохраняют мир и согласие.

Ярким примером межконфессионального мира является  нахождение на территории Ракова православной церкви, костела и церкви христиан веры евангельской «Божья ласка». Пастор - Лысковец Виктор Васильевич. 

свернуть

Экскурсионный маршрут «Тропинками В.И. Дунина-Марцинкевича»

Площадь Германа и Ахиллеса

Першаи – агрогородок в Воложинском районе Минской области Беларуси, центр Першайского сельсовета. Население 663 человека.

Впервые поселение упоминается в 1492 году, с 1493 года собственность виленского епископа Войцеха. В 1545 году здесь основан католический приход.

В 1539 году Першаи имели статус местечка, здесь существовали костёл и две корчмы. В 1595 — 30 дворов.

В результате второго раздела Речи Посполитой (1793 год) Першаи оказались в составе Российской империи, в Минском уезде Минской губернии.

С 1800 года собственность статского советника И. Рожерсона.

С 1858 года имение принадлежало роду Тышкевичей, которые выстроили в Першаях усадьбу (не сохранилась).

В 1861 году имение Першае Ошмянского уезда принадлежало помещику Тышкевичу. В имении насчитывалось 154 крепостных душ мужского пола и 38 издельных дворов. Всего удобной земли в имении было 494 десятин (по 3,2 десятины на душу). Натуральные повинности выполнялись с каждого двора: куриц 2, яиц 20, грибов 2 копы. Пригона отбывалось 156 дней со двора для крепостных душ мужского пола. Сгона было по 6 дней для рабочих душ мужского и женского пола. Строительных со двора - по 26 дней в год с упряжью. Ночной караул поочередно. По 2 дороги в Вильну. Вывозка одной сажени дров.

Согласно переписи 1897 года Першаи были центром волости Минского уезда, насчитывали 391 жителя, 59 дворов, церковь, народное училище.

Согласно Рижскому мирному договору (1921) Першаи оказались в составе межвоенной Польской Республики, в Столбцовском, а с 1926 года Воложинском повете Новогрудского воеводства. В 1933 году на месте старого деревянного католического храма выстроено каменное здание храма св. Юрия  

 С 1939 года в составе БССР. В 2013 году разобраны последние руины бывшей усадьбы Тышкевичей.

Школьный исторический музей им. В.И. Дунина-Мартинкевича

Экспозиция музея:

  • История Першайщины

В этой экспозиции представлены экспонаты, рассказывающие о далёком прошлом Першайщины:  орудия труда, предметы быта,  глиняная посуда, изделия ткачества, домашняя утварь, одежда и обувь,  которую носили крестьяне.

  • В.И. Дунин-Мартинкевич

Здесь вы можете увидеть личные вещи   писателя и драматурга В. Дунина – Мартинкевича, который более 40 лет жил на Першайщине.   Представлены книги и фотокопии документов, которые были переданы с Америки его праправнучкой Барбарой Черновески.

   

  • Великая Отечественная война

Этот раздел рассказывает о трагических страницах нашей малой Родины. Здесь представлены фотографии ветеранов войны, личные документы, каски немецких и советских солдат, собраны сведения о зверствах немецко-фашистских оккупантов на Першайщине.

  • Природа родного края

Эта экспозиция познакомит с животным и растительным миром Налибокской пущи, часть которой расположена на территории Воложинского района.

  • «Всё начинается с земли»

Этот раздел рассказывает о создании первого после Великой Отечественной войны колхоза на Першайщине. Здесь можно увидеть фотографии первого председателя Дудко Тараса Ефимовича, также представлены фотографии, отображающие современность СПК «Першаи-2003».

Деревня Малая Лютинка

Лютинка – деревня в Воложинском районе Минской области. Здесь с 1840 по 1884 год жил и работал классик белорусской литературы Викентий Дунин-Мартинкевич (1808-1884). Деревня считается местом, где создавалась национальная белорусккая литература.

Фольварок Лютинку Дунин-Мартинкевич приобрёл у межевого судьи А. Селявы в 1840 году. Писатель создал здесь свои знаменитые произведения, в том числе «Гапон», «Купала», «Пинская шляхта», два из них – «Лютинка, или шведы в Литве» и «Из-под Ислочи, или Лекарство на сон» - непосредственно повествуют о здешних местах.

В своём доме хозяин принимал С. Монюшку, В. Сырокомлю, А. Ельского, М. Ельского и других известных деятелей культуры.

Дунин-Мартинкевич скончался в Лютинке 29 декабря 1884 года на 77-м году жизни.

В доме Мартинкевича работала, организованная дочерью писателя Камиллой, школа, в ней учился писатель Ш. Ядвигин.

Дом сгорел в конце XIX века. В советское время не восстанавливался как идеологически чуждое советской культуре «панское гнездо».

Место дома писателя увековечено. В деревне ежегодно проходит праздник памяти Дунина-Мартинкевича.

Деревня Тупальщина, могила

В.И. Дунина-Мартинкевича

Могила Винцента Дунина-Марцинкевича находится на деревенском кладбище деревни Тупальщина (бывшие Падневичи). 

Сегодня это кладбище больше напоминает парк. И в центре этого «парка» расположена часовня-усыпальница Жабровских, построенная в 1852 году. А в 1884 году в ней отпевали «дударя белорусского» - Винцента Дунина-Марцинкевича. 

На самой могиле писателя установлен бронзовый бюст, который привлекает внимание уже издалека. 

Рядом с могилой находятся захоронения его младшей дочери Цезарины и второй жены Марии Павловны, урождённой Грушевской. 

Винцент Дунин-Марцинкевич является едва ли не самой яркой фигурой в белорусской культуре и литературе 19 века. Он был влюблён в родной край, в белорусскую природу и традиции. Дунин-Марцинкевич стоял у истоков белорусского национального театра, был одним из родоначальников новой белорусской литературы, имеет непосредственное отношение к формированию современного белорусского литературного языка.

Посещение могилы Винцента Дунина-Марцинкевича в деревне Тупальщина включено во многие экскурсии по Беларуси, краеведческие и познавательные туры по Воложинскому району и Налибокскому краю.

свернуть

Экскурсионный маршрут «Дорогами войны, дорогами Победы»

Мемориальный комплекс “Загінуўшых чакаюць вечна”

Мемориальный комплекс в деревне Доры был построен в 1991 году на месте церкви, сожжённой фашистами с 257 находившимися внутри её людьми. 23 июля 1943 года фашистские захватчики собрали всех жителей деревни Доры и поделили их на две части: одна часть должна была отправиться в Германию на принудительные работы, а вторая, состоявшая из детей, стариков и женщин, была согнана в местную церковь. Фашисты разрядили автоматы в толпу, а затем подожгли церковь. Спастись удалось лишь трём жителям, которые спрятались в лесу и затем примкнули к партизанам.

В 1961 году на фундаменте сожжённой церкви был установлен памятник, а в 1991 году — мемориальный комплекс «Погибших ждут вечно».

Авторами проекта являются скульптор Николай Иванович Кондратьев, архитекторы Ольга Борисовна Владыкина и Станислав Иванович Федченко. Композиция создана таким образом, чтобы скульптуры и малые архитектурные формы динамично сочетались с окружающей местностью, чтобы каждый элемент напоминал о страшной трагедии.

Оригинал композиции сегодня находится в музее Великой Отечественной войны в Минске, а в деревне Доры — копия, отлитая в металле. Основной элемент комплекса — это фигуры пяти скорбящих женщин, ставшие символом тысяч невыдуманных судеб.

Памятник сожженным мирным жителям бывшей д.Лапицы

На хуторе Лапицы было сожжено 125 мирных жителей. Здесь открыта скульптурно-архитектурная экспозиция с именами погибших. Скульптор В.С.Приходько.

Как вспоминает местная жительница дорщины Юзефа Игнатьевна Кулик, расправа над мирными людьми была жестокой и циничной «Пад пільным нямецкім канвоем панура ішлі людзі. Адных чакала дарога ў агонь, астатніх – прымусовая праца ў нямецкім палоне.Старэўшыя ўжо здагадаліся, што ў Лапіцах іх напаткае цяжці прысуд – смерць. Некаторыя спрабавалі ўцячы, але іх даганялі кулі. Фашысты лютавалі…”

Памятник сожженным мирным жителям бывшей д.Кражино

21 мая 1943-го, гитлеровцы сожгли деревню Кражино, что в Воложинском районе. В тот день погибли 211 мирных жителей.

 Мария Адамовна Казак, стала одним из немногих свидетелей страшной трагедии, о которой она рассказала:

«Родилась я на хуторе, это недалеко от дома, в котором живу сейчас. Кругом лес, поля — красота! Вместе с братьями и сестрами ходили в грибы и ягоды, — вспоминает Мария Адамовна. — Когда началась война, мы всей семьей перебрались в землянку. В школе не учились. Папа работал на базаре, продавал провизию. Однажды он вернулся с рынка и сказал, что сегодня днем немцы будут жечь Кражино, — об этом узнал от местных партизан. То была среда, а немцы приехали в деревню в субботу. Папа ошибся на несколько дней».

В деревне, рассказывает женщина, немцы ходили по хатам, дебоширили и грабили. Ждали гестапо, которое должно было приехать и решить, что делать с сельчанами. А перед тем фашисты устроили самосуд — кого-то согнали в сарай и расстреляли, кого-то сожгли прямо в доме. Расстреливали и жгли целыми семьями.

«— Мы всей семьей были в землянке на хуторе, наблюдали за происходящим издалека», — говорит Мария Казак. — Фашисты сгоняли всех в кучу, накрывали соломой и обливали бензином. Этот огонь у меня до сих пор в глазах, в нем погибли и мои родные.

свернуть

Экскурсионный маршрут «Земля и небо Фердинанда»

Церковь Святых Козьмы и Демьяна, д. Вишнево

Церковь в деревне Вишнево была построена в 1865 году и должна была стать символом верноподданичества русскому царю и опорой православия для округи. Расположена в западной части деревни, на левом берегу реки Ольшанка. Основной материал, используемый при строительстве храма, - цемент и бутовый камень. Церковь окружена липовыми насаждениями и ограждением с двумя воротами арочного типа.

Церковь Святых Козьмы и Демьяна в деревне Вишнево является памятником архитектуры ретроспективно-русского стиля. Композиционно храм разделён на четыре части: трёхъярусная оштукатуренная башня-звонница, низкая и узкая трапезная, кубоподобный объём молитвенного зала и прямоугольная апсида. На фоне бутовой штукатурки торцовой стены апсиды выделяется белый рельефный крест. Под зданием церкви расположены сводчатые подземелья, открытые прямоугольными оконными проёмами цоколя.

Во времена царской России в храме была организована церковно-приходская школа, которая со временем была переименована в народное училище.

Сегодня церковь Святых Козьмы и Демьяна в деревне Вишнево является объектом экскурсионного показа и входит в состав многих познавательных и религиозных туров.

Благовещенский костел, д. Вишнево

История этого храма тесно связана со знатным шляхетским родом Хрептовичей. 

В 1637 году инициатором строительства стал Ежи Хрептович, который затем упокоился в крипте костела. Один из его потомков пожертвовал значительную сумму на восстановление храма после пожара, произошедшего в 1771 году. Костел Благовещения Девы Марии уникален тем, что он продолжал действовать даже во времена советской власти. Во многом благодаря этому хорошо сохранился его интерьер, включая лепнину XVII века, резной деревянный алтарь XVIII века и росписи, выполненные белорусским художником Фердинандом Рущицем, который похоронен на кладбище при Благовещенском костеле.

Что касается внешнего облика храма, то в нем отразился переход от ренессанса к барокко. Квадратные башни над входом появились лишь в 1906 году как результат очередной перестройки здания. Ранее из бутового камня была возведена въездная брама, которая также выполняет функцию звонницы.

Костел Святого Михаила Архангела, д. Богданово

Первый деревянный храм, возведенный в 1844 году сохранился только на картине Ф.Рушица «У костела», написанной в 1899 году. Сам он сгорел в Великую Отечественную. После освобождения Беларуси в 1944 г. был построен новый деревянный костел, но и его разобрали вместе с колокольней в 1980-х гг. Несколько лет назад на том же месте возвели уже третий костел, на этот раз из силикатного кирпича.

Кладбище, д. Богданово

Фердинанд Рущиц - великий художник 20 века, белорусский и польский живописец, театральный декоратор, график. Его учителями были И.Шишкин и А.Куинджи. Ф.Рущиц тонко чувствовал и умел передавать пульсацию природы. Именно природа была в центре практически всех его произведений. Природа и судьба простых людей. 

На свою малую родину, в усадьбу Богданов, Ф.Рущиц вернулся только в 1908 году. Здесь он жил до Октябрьской революции 1917 года. После революции и подписания Рижского мирного договора от 18 марта 1921 года, по которому западная Беларусь отходила Польше, Рущиц переехал в Вильнюс, где некоторое время руководил кафедрой живописи Виленского университета.

Примерно в это же время Ф.Рущиц возглавлял комиссию по охране памятников культуры и истории. В силу своих должностных обязанностей он много ездил по Беларуси, заодно делая зарисовки старинных замков. В 30-е гг. Рущиц возвратился в усадьбу Богданов. 

Фердинанд Рущиц умер 30 октября 1936 года. Его картины сегодня украшают музеи и картинные галереи Вильнюса, Варшавы, Минска и многих других европейских городов. В каждой из его картин – частичка Фердинанда Рущица, которого сегодня всё чаще называют одним из самых искренних художников 20 столетия.

Усадьба Богданов, к сожалению, сгорела во время освобождения Воложинского района от фашистской оккупации в июле 1944 года. До наших дней сохранился лишь фундамент господского дома, подвальные помещения, ручей да старые деревья. Однако на местном кладбище сохранилась могила Фердинанда Рущица.

По инициативе генерального директора Национального художественного музея Республики Беларусь Владимира Ивановича Прокопцова и отдела культуры Воложинского райисполкома к 150-летию со дня рождения Фердинанда Рущица начали осуществлять реконструкцию места захоронения Фердинанда Рущица и его семьи в местечке Богданово Воложинского района.

свернуть

Экскурсионный маршрут «Архитектурные жемчужины Ивенца»

Костёл Св. Алексея

Костёл Святого Алексея - это однонефный храм с пятигранной апсидой, из красного кирпича, в стиле неоготики. Фасад увенчан башней-звонницей. Перед храмом установлена пышная неоготическая брама с тремя стрельчатыми пролётами и пирамидальными фиалами над столбами.

После восстания Кастуся Калиновского 1863 года католическая церковь попала в немилость царского правительства. В результате, костёлы были переосвящены в православные церкви. И только 30 ноября 1904 года благодаря усилиям генерала Эдварда Каверского (одного из основателей российской геодезии и картографии) Николай Второй лично дал официальное разрешение на строительство нового костёла на ивенецком кладбище. Примечательно, что сделано это было ещё до выхода известного царского указа «О веротерпимости» от 17 апреля 1905 года, после которого в Беларуси началось массовое строительство костёлов. Название нового костёла также неслучайно - храм освящён в честь Святого Алексея. Также звали и наследника российского императорского престола. Поэтому вполне логичным будет предположить, что название храма – это своеобразное «спасибо» за разрешение построить этот костёл.

Проект храма и смету на строительство составил ученик Каверского, выпускник Петербургского технологического института, инженер-технолог Михаил Гатовский. Строительные работы начались в январе 1905 года. Строительство велось на средства верующих. Каверский и его жена Альжбета Плевако выделили на строительство храма и плебании около 30 тыс. рублей из собственных средств. В 19 веке Ивенец принадлежал семье Плевако. Многие представители этого рода до сих пор захоронены у стен костёла. Да и сам генерал Каверский был похоронен в костёльном склепе под алтарём летом 1916 года. Освящён костёл был 23 декабря 1907 г. ксендзом Яном Козелевичем.

Во время Второй мировой войны священники покинули Красный костёл в Ивенце (как называют его местные жители). С 1947 года храм был полностью закрыт для посещений. С 1962 года в здании костёла располагался филиал Минской Государственной библиотеки имени Ленина. Постепенно библиотека превратилась в обычный книжный склад, и уже в 1980 году - это просто архив ненужных книг минской библиотеки. Возвращён костёл верующим был 14 октября 1988 года.

Свято-Евфрасиньевская церковь

Церковь возведена в 1998 году в ретроспективно-русском стиле на месте разрушенной ранее церкви. Сегодня это единственный православный храм города. Церковь освящена в честь Святой Евфросинии Полоцкой.

Ещё в начале 20 века в Ивенце существовало два православных храма. Свято-Троицкая церковь и существовавший при нём женский монастырь подвергся разорению в конце 20-х годов 20 века. Свято-Евфросиньевская церковь была возведена в 1915 году. В 1950-е годы настоятель этой церкви был осуждён на 25 лет сталинских репрессий. Через год после этого (в 1952 году) атеисты за одну ночь разрушили церковь.

Только 23 июня 1997 года начались строительные работы по возведению на месте ранее существовавшего храма новой Свято-Евфросиньевской церкви в Ивенце. В июле 1998 года в фундамент храма была в торжественной обстановке заложена капсула с памятной грамотой. Сегодня красивый белокаменный храм в неорусском стиле является безусловным украшением Ивенца.

В Свято-Евфросиньевской церкви хранится особо чтимая икона Божией Матери «Остробрамской». Этот образ – единственное, что удалось спасти из старой разорённой церкви.

Костёл Св. Архангела Михаила

Костёл Святого Михаила Архангела – выдающийся памятник архитектуры барокко. Сам костёл и жилой корпус бывшего монастыря францисканцев окружены каменной оградой с брамой фигурного очертания. Доминирующую роль в комплексе и окружающем ландшафте играет силуэт костёла – трехнефная крестовая базилика, фланкированная пятиярусными башнями, между которыми заключен пластичный двухъярусный фронтон с небольшой башенкой. В апсидной части находится три алтаря, украшенные скульптурной лепниной в стиле рококо.

Раньше Белый костёл в Ивенце (как его называют местные жители) был частью монастыря францисканцев. Этот орден появился в Ивенце по приглашению минского стольника Теодора Ваньковича 27 января 1702 года. Теодор пожертвовал монахам надел земли и крупную сумму денег. Это позволило францисканцем практически сразу построить деревянный костёл и жилые корпуса.

Новый каменный костёл начал возводиться рядом со старым деревянным только в 1740 году. Финансировал это строительство Владислав Ванькович (племянник Теодора Ваньковича). Каменные здания костёла и монастыря возводились на холме, который был усилен булыжниками и углём. Строители не поленились и изменили даже русло реки Волмы на том участке, где она прилегала монастырю, чтобы ограда меньше затапливалась. Примечательно, что облик костёла и жилых зданий монахов-францисканцев за весь 250-летний период существования практически не менялся.

Монастырь ордена францисканцев был закрыт в 1832 году. Его здание стало использоваться в качестве пансионата для престарелых ксендзов. Сам же Белый костёл в Ивенце был закрыт только в 1863 году после восстания Кастуся Калиновского. Официальная причина закрытия костёла заключалась в том, что «в Ивенце монастырский костёл расположен так, что приезжающие сюда торговцы переходят в католичество. Поэтому костёл необходимо закрыть, а здание передать в ведение православного духовенства».

12 декабря 1868 года костёл был окончательно передан в ведение православных и переосвящён в Свято-Троицкую церковь в Ивенце. Через год на костёльные башни даже установили православные луковицы, для пущей убедительности. В 1915 году здесь собирались открыть православный женский монастырь. Однако в 1920 году здание костёла вернули католикам, а в мае 1939 года сюда даже вернулись монахи-францисканцы.

После Второй Мировой войны здание костёла использовалось и как магазин, и как засолочный цех заготовительной конторы. В бывшем монастыре располагалась сначала средняя школа, а потом – экспериментально-исследовательский цех Минского проектно-конструкторского технологического института. 

В 1990 году костёл Святого Михаила Архангела в Ивенце был возвращён католикам. С 2003 года проводятся реставрационно-ремонтные работы. В настоящий момент долгожданная реставрация практически завершена. Сегодня костел восхищает своим изяществом и красотой.

свернуть

Экскурсионный маршрут «Воложин: наследие XIX века»

Костёл Св. Иосифа

В середине 17 века на месте современного костела был построен деревянный монастырь бернардинцев, но сильный пожар 1730 года разрушил храм полностью.

В начале 19 века на пепелище был возведен новый католический костел в честь Святого Иосифа.

Первый камень был заложен 10 марта 1806 года благодаря графу Иосифу Тышкевичу. Сам граф не успел увидеть торжественное освящение этого необычного храма, строительство заканчивал уже его сын – граф Михаил Тышкевич. По соседству с костелом расположились построенные в середине 19 века ворота – звонница. В 1829 году  на Воложинском кладбище была построена принадлежащая костелу часовня.

В недрах храма расположилась и усыпальница рода Тышкевичей. Сам основатель храма, граф Иосиф Тышкевич, был похоронен в Костеле Святого Иосифы. В середине 19 века в Воложин приходят царские власти.  По их распоряжению католический храм был закрыт. В здании костела расположилась православная епархия. Храм был преобразован в церковь Святого праведного Иосифа.  1919 год стал значимым для католиков Воложина и близлежащих городков и поселений – храм переосвятили в католический.

Как и многие достопримечательности Минской области и Беларуси в целом, в годы второй мировой войны  костел святого Иосифа сильно пострадал и требовал значительного восстановления. Во времена советской власти в храме располагались и помещения склада, и цех производства железобетона, какое-то время костел просто пустовал.

Наконец в 1991 году было принято решение о восстановлении и реконструкции костела Святого Иосифа. С начала 90-х годов 20 века и по сей день двери храма открыты для католиков и туристов.

Современный облик храма поражает своей монументальностью и красотой. В отличие от многих храмов, построенных в тот же период, Костел святого Иосифа  был возведен в стиле классицизм.  Главный фасад этого классического строго сооружения венчает портик дорического ордера на 6 колоннах. В каждой нише портика свое место нашла скульптура евангелистов. Прихожан и туристов встречает Главный алтарь Святого Иосифа. Интерьер храма также включает еще 4 маленький алтаря и орган. Внешний облик собора прекрасно дополняет и звонница. Массивная четырехколонная арка включает 3 колокола.

 

Дворцово-парковый ансамбль Тышкевичей

Дворцово-парковый ансамбль был построен в 1803-1806 гг. по проекту архитектора Коссаковского. В 1803 году граф Иосиф Тышкевич купил Воложин и прилегающие к нему территории у князя Адама Чарторийского. Графу Иосифу Тышкевичу, вильнюсскому старосте по совместительству, эта покупка обошлась в 100 тысяч злотых. Род Тышкевичей владел Воложином и прилегающими землями до 1939 года. Это были последние частные владельцы Воложинского края. Кроме дворцово-паркового ансамбля с большой оранжереей, Тышкевич построил в Воложине также и костёл Святого Иосифа.

Дворцовый комплекс, на территории которого теперь располагается военная часть, складывается из трех двухэтажных зданий, имеющих П-образное расположение: два из них, аналогичные в своем художественном решении, расположены напротив, а третий, замыкающий пространство парадного дворика, поставлен перпендикулярно им.

Сегодня уже непросто во всей полноте представить первоначальную планировку дворцового комплекса и прилегающих застроек. Можно предположить, что парадный двор выходил в сторону холма, с которого открывался чудесный вид на город и прилегающие к нему территории.

Место построения дворцово-паркового ансамбля, который должен был стать резиденцией Иосифа Тышкевича, было выбрано не случайно. Именно на этом месте раньше располагалось средневековое замчище.

Дворец является памятником архитектуры эпохи классицизма. Об этом говорят лаконичные обрамления проёмов, композиция фасадов, портики, искусно прорисованные элементы ордерной системы и др. В декоре не было ничего лишнего, все детали органично дополняли друг друга. Самой изящной была центральная часть резиденции, она украшена элегантными колоннами и лепниной.

Центральную часть резиденции занимала двухэтажная оранжерея с куполом в форме сферы. Что здесь только не росло: теплолюбивые пальмы, апельсиновые деревья и прочие экзотические деревья, цветы и кустарники. Ухаживали за растениями лучшие садоводы Воложина. За дворцом вдоль реки распростирался шикарный пейзажный парк, заложенный еще в XII веке.

Церковь Св. Константина и Елены

Церковь строилась более десяти лет (1856-1866 гг.). Инициатором её строительства был священник местной церкви Святого Параскевы, которая уже тогда находилась в аварийном состоянии. Ходатайство священника было удовлетворено и строительство новой деревянной церкви было поручено Ошмянскому церковно-строительному комитету. 

Строительство было успешно завершено к середине 1866 года. Освящён новый храм был епископом Александром Ковенским 18 июля 1866 года в честь Святых Константина и Елены.

Интересно, что за день до этого состоялось переосвящение другого храма - костёла Святого Иосифа в Воложине, построенного на средства графского рода Тышкевичей.

В 1875 году при церкви Святых Константина и Елены существовала богадельня. Жило в этом заведении четыре человека, которые содержались на пожертвования прихожан. В 1876 году в церкви был произведен капитальный ремонт, а в 1883 году в помещении церковной богадельни была открыта церковно-приходская школа.

Первая мировая война не прошла Воложин стороной. Так, в результате пожара, возникшего в ходе боевых действий 1918 года, дотла сгорела "матерь Воложинских церквей" - церковь Святого Параскевы. Однако церковь Святых Константина и Елены, которая во время военных действий не получила абсолютно никаких повреждений, по-прежнему была открыта для прихожан. Церковь Святых Константина и Елены в Воложине и во время Второй мировой войны не пострадала. Комиссия, проводившая тотальную ревизию храмов в 1952 году, пришла к выводу, что здание этого храма находится в отличном состоянии и в ремонте не нуждается. 

В 1960-х гг. советские власти ввели правило, согласно которого в одном населенном пункте не должно находиться более одной действующей церкви. Поэтому в 1960 году был упразднен приход воложинской Спасо-Воздвиженской церкви, построенной во время немецкой оккупации. Однако прихожане выступили против этого решения властей. В результате этого противостояния ночью 23 мая 1962 года советские власти устроили погром Спасо-Воздвиженской церкви. При этом пострадали и местные жители, пытавшиеся прекратить злодеяние. Вскоре после ночного погрома церковь была разобрана, а на её руинах советские власти планировали построить детский сад. После этого службы в церкви Святых Константина и Елены были возобновлены. В 1991 году церковный приход включал в себя 26 населенных пунктов, самый дальний из них находился на расстоянии 17 километров от церкви.

Церковь Святых Константина и Елены расположена в самом центре Воложина. Построенное из дерева церковное здание неплохо сохраняется. В последний раз ремонтные работы велись в здании церкви в 1989 году. Престол в церкви один - во имя святых Константина и Елены. Иконостас в церкви двухъярусный: на первом ярусе находится четыре иконы, на втором - шесть. Внутренние стены храма окрашены краской и частично расписаны. На колокольне, расположенной во фронтонной части здания, - пять колоколов, вес которых варьируется от 25 до 380 кг.

 

Иешива

Иешива в Воложине представляет собой первое высшее духовное училище на территории Восточной Европы по подготовке раввинов. Известна также как «Эм Ха-Ешивот» (в переводе с иврита «мать иешив»). В своё время здесь жили и работали великие раввины, имена которых известны евреям во всём мире, здесь учился Рэбхай Кук – главный раввин Израиля.

Иешива – это иудейское высшее религиозное заведение, предназначенное для изучения Талмуда и подготовке учёных к званию раввинов. Иешива – это центр иудейской мысли и место воспитания духовной элиты еврейства. Иешива в Воложине возникла по инициативе Илии-гаона (раввин, один из выдающихся духовных авторитетов ортодоксального еврейства, основатель литовского направления в иудаизме). Преподавать в иешиве должен был его лучший ученик – Хаим Воложинский (уроженец этих мест). Так Воложину суждено было стать центром, куда на протяжении столетия направлялись еврейские юноши для расширения своих знаний. 

Работа по открытию иешивы началась в 1803 году, а занятия здесь официально начались только через три года - в 1806 году. Под руководством раввина Хаима в училище сначала обучалось около десятка юношей. Однако слава об учебном заведении стремительно распространялась и вскоре сюда начала съезжаться молодежь из разных уголков мира. За время своего длительного существования иешива по разным причинам закрывалась три раза, но всегда снова возобновляла свою деятельность, продолжала развиваться. Школа вмещала в своих стенах до 400, а иногда и больше слушателей.

Иешива в Воложине была известна своими строгими правилами. Сюда принимали только тех, кто проявлял особые способности в понимании Талмуда. Слушатели иешивы находились на полном материальном обеспечении. Каждый ученик должен был участвовать в коллективной утренней молитве, которая начиналась в 8 часов. Затем наступало время завтрака. Время от 10 до 13 часов отдавалось изучению Талмуда. После часового обеда опять наступало время молитвы, а затем до 20 часов продолжались занятия. После вечерней молитвы и ужина часть учеников занималась вплоть до полуночи, остальные отдыхали до трех часов ночи, после чего снова начиналась учеба. Кроме официальных занятий, обитатели иешивы в обязательном порядке занимались самообразованием. 

Официально иешива в Воложине была закрыта в 1896 году, так как царское правительство потребовало введения русского языка в программу преподавания, изучения светских предметов и ограничения учёбы до 10 часов. Однако фактически училище продолжало свою деятельность вплоть до 1939 года. Глава иешивы вместе с последними 60 учениками были расстреляны фашистами в 1941 году недалеко от города. Сохранившееся здание в настоящее время передано еврейской общине.

В центре Воложина находится кладбище 16 века. Здесь похоронен основатель иешивы в Воложине раввин Хаим Воложинский, а также находятся шесть братских могил евреев, расстрелянных в годы войны, в том числе и останки жертв фашизма, найденные при реставрации площади Независимости в центре Минска.

свернуть

Вечна юный, древний Воложин

Видео-фильм: https://www.youtube.com/watch?v=iqdSsI1zRdQ 

                            

свернуть

ВСЕБЕЛОРУССКАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ «МАРШРУТАМИ ПАМЯТИ. МАРШРУТАМИ ЕДИНСТВА»